понедельник, 15 февраля 2010 г.

ГАРАНТ. Самые важные документы недели

V Всероссийский профессиональный Конкурс
"ПРАВОВАЯ РОССИЯ"



ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Горячие документы | Бизнес-справки | Гарант-медиа | Форум юристов


    Версия от 13 февраля 2010 года:

    Налоги и сборы, бухгалтерский учет
    Банковская деятельность
    Ценные бумаги, рынок ценных бумаг
    Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
    Гражданское право, приватизация
    Лицензирование отдельных видов деятельности
    Промышленность, топливно-энергетический комплекс
    Транспорт и связь
    Иные вопросы хозяйственной деятельности
    Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
    Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
    Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
    Оборона, воинская обязанность и военная служба
    Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
    Международные отношения


    Налоги и сборы, бухгалтерский учет

    Приказ Минфина РФ от 29 декабря 2009 г. N 145н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и Порядка ее заполнения"
    Утверждена новая форма налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ).
    Это связано с внесением изменений в НК РФ.
    Так, расширен перечень доходов, освобождаемых от налогообложения. При определенных условиях это также доходы, полученные в натуральной форме в качестве оплаты труда от сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сумма такого дохода, не подлежащая налогообложению, указывается на Листе Г1. Расчет суммы приводится в Продолжении Листа Г1.
    Теперь на Листе Г2 отражаются не облагаемые НДФЛ суммы выигрышей и призов, полученных в конкурсах, играх и других рекламных мероприятиях. Ранее расчет данных сумм указывался в п. 2 Листа Г1.
    Появился дополнительный лист - Г3. В нем производится расчет суммы НДФЛ, удержанного с дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах, не облагаемого НДФЛ. Прежде для этого предназначался Лист Г2.
    Пересмотрен перечень операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.
    Уточнен размер доходов, при котором можно получать стандартные налоговые вычеты. Так, налоговый вычет в сумме 400 руб. за каждый месяц предоставляется, пока доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превысил 40 тыс. руб. (а не 20 тыс. руб.). Вычет на каждого ребенка в размере 1 тыс. руб. (ранее - 600 руб.) можно получать до месяца, в котором указанный доход превысил 280 тыс. руб. (прежде - 40 тыс. руб.).
    Обновлен справочник кодов документов. Из него исключен паспорт СССР (код 01).
    Приказ вступает в силу с представления налоговых деклараций за налоговый период 2009 г.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2010 г. Регистрационный N 16142.

    Приказ Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2009 г. N ММ-7-3/714@ "О форме уведомления"
    Установлена новая форма уведомления о подтверждении права на имущественный налоговый вычет по НДФЛ, связанный с приобретением недвижимости.
    Это обусловлено внесением изменений в НК РФ, вступающих в силу с 1 января 2010 г.
    Ранее физическое лицо могло получить налоговый вычет в сумме, потраченной на новое строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, а также в сумме расходов на погашение процентов по займам (кредитам), полученным и израсходованным на те же цели.
    Теперь налоговый вычет предоставляется и в случае, когда приобретается земельный участок (его доля) для индивидуального жилищного строительства или земельный участок (его доля), на котором расположен приобретаемый жилой дом.
    Кроме того, налоговый вычет производится в сумме, израсходованной на погашение процентов по кредитам, полученным для рефинансирования (перекредитования) кредитов на строительство либо приобретение дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков или доли (долей) в них.
    Данные изменения отражены в новой форме уведомления.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2010 г. Регистрационный N 16186.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. N 1014н "Об утверждении формы решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и формы требования об их возмещении"
    С 1 января 2010 г. вступили в силу поправки к Закону об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Изменения предусматривают следующее.
    Территориальный орган ФСС РФ, проверявший правильность расходов на выплату страхового обеспечения, в определенных случаях выносит решение о непринятии их к зачету в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ. Речь идет о случаях, когда расходы произведены с нарушением законодательства, не подтверждены документами, осуществлены на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
    В связи с этим установлена форма указанного выше решения (форма 28-ФСС).
    Также определена форма требования о возмещении соответствующих расходов, не принятых к зачету (форма 29-ФСС).
    Решение вместе с требованием направляется страхователю в течение 3 дней.
    Приказ вступает в силу в установленном порядке, но не ранее 1 января 2010 г.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2010 г. Регистрационный N 16103.


    Банковская деятельность

    Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2010 г. N 56 "О предоставлении в 2010 году из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным российскими кредитными организациями в 2009 - 2010 годах физическим лицам на приобретение автомобилей"
    В 2010 г. продолжится субсидирование российских кредитных организаций, предоставляющих гражданам льготные кредиты на покупку отечественных автомобилей.
    Порядок предоставления субсидий останется тот же, что и в 2009 г., за некоторым исключением.
    За предоставлением субсидий по кредитам, выданным в 2010 г., кредитная организация должна обратиться в Минпромторг России до 1 марта 2010 г.
    Субсидии перечисляются на расчетные счета кредитных организаций в течение 30 дней (ранее - 14 дней) с даты представления в Министерство отчета по выданным кредитам.
    В 2010-2013 гг. по кредитам, выданным в 2009-2010 гг., из федерального бюджета планируется выделить субсидии на общую сумму 2 млрд руб., 1,75 млрд руб., 1002 млн руб. и 500 млн руб. соответственно.


    Ценные бумаги, рынок ценных бумаг

    Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2009 г. N 09-58/пз-н "Об утверждении Положения о порядке погашения ипотечных сертификатов участия"
    Определен порядок погашения ипотечных сертификатов участия.
    Напомним, что ипотечный сертификат участия - это именная ценная бумага, удостоверяющая долю ее владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, право требовать от выдавшего ее лица надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием, получать денежные средства во исполнение обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие, а также иные права.
    Погашение происходит после истечения срока действия договора доверительного управления ипотечным покрытием и выплаты денежных средств за счет платежей, полученных по обязательствам, требования по которым составляют ипотечное покрытие.
    Погашение производится путем внесения расходных записей по лицевым счетам в реестре владельцев сертификатов и по счетам депо.
    Определено, как рассчитывается сумма денежных средств, подлежащая выплате владельцам сертификатов при их погашении. Учитываются средства, составляющие ипотечное покрытие на дату истечения срока действия договора, и средства, полученные от уступки требований, по которым не исполнены обязательства, и (или) ипотечных сертификатов участия, оставшихся в составе ипотечного покрытия по истечении срока действия договора.
    Денежные средства выплачиваются после удержания вознаграждения управляющему, специализированному депозитарию и регистратору, а также расходов по доверительному управлению.
    Выплата производится пропорционально количеству принадлежащих сертификатов в порядке и сроки, определенные правилами доверительного управления ипотечным покрытием.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2010 г. Регистрационный N 16118.


    Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

    Приказ Федеральной таможенной службы от 25 декабря 2009 г. N 2391 "Об утверждении форм документов о наложении (отмене) ареста на имущество плательщика в качестве способа обеспечения исполнения решения таможенного органа о взыскании таможенных пошлин, налогов за счет иного имущества плательщика"
    Если плательщик таможенных платежей не уплатил их в установленные сроки и у таможенных органов есть достаточные основания полагать, что он примет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество, на такое имущество может быть наложен арест.
    Решение о наложении ареста (как и о его отмене) принимается начальником таможенного органа или замещающим его лицом в виде постановления. При производстве ареста составляется соответствующий протокол.
    Арест может быть частичным или полным. В первом случае плательщик с разрешения таможенного органа может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, во втором - только владеть и пользоваться.
    Утверждены формы указанных постановлений, протокола и разрешений (для частичного и полного ареста).
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 февраля 2010 г. Регистрационный N 16178.


    Гражданское право, приватизация

    Постановление Конституционного Суда РФ от 28 января 2010 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 3 и пункта 4 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" в связи с жалобами открытых акционерных обществ "Газпром", "Газпром нефть", "Оренбургнефть" и Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО)"
    Оспаривались нормы, в силу которых АО-эмитент не освобождается от ответственности за действия регистратора, связанные с ведением и хранением реестра акционеров и повлекшие убытки для акционера.
    Нормы оспаривались в редакции, действовавшей до 20.07.2009.
    После этой даты нормы были уточнены. Сохранив положение об ответственности АО за ведение и хранение реестра, законодатель ввел механизм солидарной ответственности АО и регистратора за убытки, причиненные акционеру в результате утраты акций из-за ненадлежащего соблюдения порядка ведения и составления реестра.
    По мнению заявителей, нормы неконституционны, поскольку позволяли привлекать к ответственности АО без его вины за действия регистратора.
    КС РФ счел нормы конституционными и дал следующие разъяснения.
    Оспариваемые нормы не могут расцениваться как несоразмерно ограничивающее право частной собственности. Именно АО выбирает регистратора и вырабатывает условия договора с ним. Соответственно, оно обязано проявить достаточную осмотрительность и заботливость, с тем чтобы заключить договор с таким лицом, деятельность которого позволит обеспечить имущественные интересы акционеров.
    Привлечение эмитента к ответственности за вред, причиненный акционеру неправомерным списанием с его лицевого счета акций, не препятствовало АО во взыскании выплаченных акционеру сумм убытков в регрессном порядке с регистратора. Кроме того, АО вправе включать в договор с регистратором любые не противоречащие закону способы защиты своих интересов и интересов своих акционеров (в т. ч. меры контроля за деятельностью регистратора, положение о добровольном страховании регистратором риска неправомерного списания акций и т.д).
    Оспариваемыми нормами обеспечивался баланс интересов акционера как инвестора, самого эмитента как лица, обязанного обеспечить ведение учета лиц, вложивших средства в его уставный капитал, и регистратора, непосредственно осуществляющего ведение и хранение реестра.
    КС РФ подчеркнул, что не исключается дальнейшее совершенствование федеральным законодателем правового механизма регулирования отношений между акционером, эмитентом и регистратором (например, путем установления обязательного страхования ответственности лица, осуществляющего ведение и хранение реестра акционеров).


    Лицензирование отдельных видов деятельности

    Приказ Минтранса РФ от 23 декабря 2009 г. N 249 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации"
    Установлены требования к проведению обязательной сертификации физлиц и юрлиц, выполняющих авиационные работы.
    Также определен порядок проведения этой сертификации, включая процедуру выдачи сертификата эксплуатанта, внесения в него изменений и выдачи дубликата.
    В числе сертификационных требований, помимо прочего, предусматривается: наличие у эксплуатанта воздушных судов, оборудованных для выполнения заявленных видов работ и имеющих сертификат летной годности; наличие авиаперсонала, имеющего свидетельства с квалификационными отметками, дающими право эксплуатации этих судов при выполнении конкретных видов авиационных работ.
    Для получения сертификата (либо для внесения изменения в него) в уполномоченный территориальный орган в области гражданской авиации направляется заявление.
    Определен перечень сведений, указываемых в этом заявлении, а также прилагаемых к нему документов. Срок рассмотрения заявления - до 10 рабочих дней, а при внесении изменений в сертификат - до 5 рабочих дней.
    Сертификат эксплуатанта выдается на 3 года.
    К нему прикладывается спецификация, являющаяся его неотъемлемой частью. Копия сертификата, заявление и приложенные к нему документы хранятся в территориальном органе. Информация о выдаче сертификата в течение 3 рабочих дней направляется в уполномоченный орган в области гражданской авиации, на который возложено ведение реестра выданных сертификатов.
    При отказе в выдаче сертификата заявителю направляется уведомление с указанием причин. Отказ можно обжаловать.
    Внесены соответствующие изменения в ранее разработанные Федеральные авиационные правила, определявшие сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. В силу изменений данные правила регулируют сертификационные требования к физлицам, юрлицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки (а не ко всем эксплуатантам коммерческой гражданской авиации).
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2010 г. Регистрационный N 16185.


    Промышленность, топливно-энергетический комплекс

    Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"
    В рамках мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности разрабатываются региональные и муниципальные программы в соответствующей сфере.
    Такие программы должны содержать целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также мероприятия в данной сфере, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
    Определены перечни показателей и мероприятий.
    Минрегиону России поручено разработать методику расчета значений показателей, в том числе в сопоставимых условиях.
    Показатели могут корректироваться региональными и местными органами власти с учетом фактически достигнутых результатов реализации программ и изменения социально-экономической ситуации.
    Планируемые и фактически достигнутые в ходе реализации программ показатели рассчитываются для каждого года на протяжении всего срока выполнения предполагаемых мероприятий.
    Значения, отражающие динамику (изменение) показателей, рассчитываются исходя из тех, которые определены в предшествующем году начала реализации программ.
    Показатели, отражающие оснащенность приборами учета энергоресурсов, рассчитываются в отношении объектов, подключенных к электросетям централизованного электроснабжения, и (или) теплоснабжения, и (или) водоснабжения, и (или) газоснабжения.
    При расчете значений целевых показателей в сопоставимых условиях должно учитываться изменение структуры и объемов потребления ресурсов, не связанных с мероприятиями по энергосбережению и повышению энергоэффективности, изменением численности населения региона и муниципального образования.


    Транспорт и связь

    Приказ МВД РФ от 31 декабря 2009 г. N 1023 "О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185"
    Скорректирован порядок действий сотрудников Госавтоинспекции по обеспечению безопасности дорожного движения.
    Уточнено, что к патрульным транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы и автобусы Госавтоинспекции, состоящие на балансе в органах внутренних дел и включенные в постовую ведомость. При этом такие ТС необязательно должны иметь спецокраску и соответствующее оборудование.
    Патрульное ТС, имеющее спецокраску, должно размещаться так, чтобы оно был отчетливо видно участникам дорожного движения и имелась возможность для своевременного пресечения правонарушения. Однако в целях контроля за дорожным движением в аварийно-опасных местах, а также в случаях использования средств фото-, видеофиксации нарушений ПДД патрульное ТС может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги или элементами обустройства улично-дорожной сети.
    Не допускаются действия сотрудников ГАИ, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы на патрульном ТС или его спецоборудования. Исключения составляют случаи использования специальных автоматических техсредств для фиксации нарушений ПДД, которые размещаются в салоне патрульного автомобиля с открытой панелью багажного отделения.
    В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудник ГАИ должен нести службу на освещенных участках дорог, иметь светящийся жезл и световозвращающее снаряжение.
    При необходимости пресечения правонарушения наряд сотрудников на патрульном автомобиле без спецокраски должен связаться с нарядом на автомобиле, имеющем такую окраску. Последний осуществляет остановку транспортного средства.
    Уточнены действия сотрудников ГАИ в отношении судей, прокуроров, следователей, депутатов, иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, и некоторых иных категорий лиц.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 января 2010 г. Регистрационный N 16074.

    Приказ Минтранса РФ от 17 декабря 2009 г. N 240 "Об утверждении условий распределения иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам"
    Установлены условия распределения иностранных и многосторонних разрешений российским автоперевозчикам.
    Распределение осуществляется в случае, если количество полученных Минтрансом России разрешений меньше общей годовой потребности российских перевозчиков. Напомним, что иностранные разрешения предоставляются Министерству компетентными органами иностранных государств, а многосторонние - в Секретариате Международного транспортного форума.
    Распределение по каждому виду иностранных (многосторонних) разрешений производится по категориям экологических и технических норм безопасности. Иностранные разрешения распределяются пропорционально доле заявленной потребности каждого перевозчика в общей годовой потребности; многосторонние - между заявленным перевозчиками подвижным составом.
    При этом учитываются наличие своевременно предоставленной заявки для определения общей годовой потребности в разрешениях; отсутствие нарушений при выполнении международных автоперевозок; наличие у перевозчика транспортных средств, отвечающих экологическим и техническим нормам безопасности; опыт работы автоперевозчика и другие условия.
    Разрешения выдаются в пределах заявленной автоперевозчиками потребности.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2010 г. Регистрационный N 16155.

    Информационное сообщение Генеральной прокуратуры РФ от 2 февраля 2010 г. "По требованию Генеральной прокуратуры РФ отменена и отозвана с исполнения Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами"
    9 июня 2009 г. МВД России утвердило Методику проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, определяющую формы, методы и порядок проведения экзаменов в ГИБДД, а также систему оценки знаний и навыков кандидатов в водители.
    Основными нововведениями методики являлись проведение теоретического экзамена с использованием автоматизированной системы, а первого этапа практического экзамена - на автоматизированном автодроме. Методика вводилась в действие с 01.11.2011 с правом досрочного применения.
    Генпрокуратура сообщает, что по ее требованию методика отменена и отозвана с исполнения. Это связано с тем, что она не прошла госрегистрацию в Минюсте России.
    На информационных стендах в подразделениях ГИБДД в местах приема граждан должна быть размещена соответствующая информация.


    Иные вопросы хозяйственной деятельности

    Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52 "Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования"
    Согласно ГК РФ использование в фирменном наименовании юридического лица слов "Российская Федерация", "Россия" или производных от них слов допускается по специальному разрешению. Установлен порядок его выдачи.
    Разрешение выдается Минюстом России. Получить его могут крупнейшие налогоплательщики либо организации, которые имеют филиалы и (или) представительства на территории более половины субъектов Российской Федерации, а также хозяйствующие субъекты, имеющие долю на рынке определенного товара свыше 35% или занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара. Разрешение также может быть выдано организации, более 25% голосующих акций (уставного капитала) которой принадлежат Российской Федерации.
    Приведен перечень документов, необходимых для получения разрешения. Они представляются в министерство учредителем юрлица.
    В целях проверки представленных документов Минюст России вправе запросить необходимые сведения у госорганов и организаций. Ответ на запрос должен быть направлен в течение 10 рабочих дней.
    Срок выдачи разрешения составляет 30 дней. Если организация перестает отвечать установленным требованиям, разрешение отзывается. В течение 3 месяцев с даты отзыва разрешения юрлицо обязано сменить свое фирменное наименование и внести соответствующие изменения в учредительные документы.

    Приказ Минюста РФ от 14 января 2010 г. N 1 "Об утверждении Порядка изменения территории деятельности нотариуса"
    Утвержден порядок изменения территории деятельности нотариуса (территории, на которой нотариус осуществляет публично-правовые функции от имени Российской Федерации).
    Закреплены 3 случая, в которых территория деятельности изменяется. Для округов, в которых установлена одна должность нотариуса это открытие вакантной должности нотариуса (территория изменяется до ее замещения) и временное отсутствие нотариуса более 7 дней при отсутствии замещающего лица (территория изменяется на период отсутствия). Также территория изменяется в случае изменения региональным органом госвласти пределов нотариальных округов в границах территории субъекта Российской Федерации. Территория деятельности может быть изменена и в иных случаях.
    Территория изменяется в границах региона. Изменение осуществляется территориальным органом Минюста России по согласованию с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации в 7-ми дневный срок с момента наступления вышеуказанных обстоятельств. Решение об изменении территории деятельности также может быть принято заранее.
    Копии приказа территориального органа об изменении территории деятельности в течение 3 дней выдаются или направляются по почте нотариусу, территория деятельности которого изменена, и, в соответствующих случаях, временно отсутствующему нотариусу.
    В случае тяжелой болезни завещателя при отсутствии в нотариальном округе в это время нотариуса допускается выезд нотариуса в другой нотариальный округ для удостоверения завещания. Решение об изменении территории деятельности при этом не принимается.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 января 2010 г. Регистрационный N 16073.

    Приказ Министерства экономического развития РФ от 28 декабря 2009 г. N 555 "О порядке представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявления и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости"
    Документы, необходимые для постановки недвижимости на кадастровый учет, могут подаваться в электронной форме.
    Они подписываются электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП). Средства ЭЦП должны быть сертифицированы и соответствовать средствам, применяемым органом кадастрового учета. Информация о технических требованиях (к совместимости, сертификату ключа ЭЦП и т. д.) размещается на официальном сайте Росреестра.
    Определено, чья ЭЦП должна стоять на представляемых документах. Так, межевой план земельного участка, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства должен быть подписан ЭЦП изготовившего их кадастрового инженера.
    По выбору заявителя документы могут быть направлены через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через официальный сайт Росреестра. Также можно воспользоваться электронной почтой или веб-сервисом органа кадастрового учета.
    Электронные документы представляются в виде файлов в формате XML. Соответствующие схемы размещаются на официальном сайте Росреестра и периодически актуализируются.
    О получении документов орган кадастрового учета направляет электронную расписку.
    Приказ вступает в силу с 1 марта 2010 г.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 февраля 2010 г. Регистрационный N 16180.


    Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

    Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 47 "Об утверждении Правил хранения, ношения и применения специальных средств должностными лицами, осуществляющими государственный лесной контроль и надзор"
    С 1 января 2010 г. вступили в силу поправки к Лесному кодексу РФ. Так, государственные лесные инспекторы и лесничие получили право носить, хранить и применять спецсредства, служебное оружие.
    В связи с этим установлен порядок ношения, хранения и применения спецсредств указанными должностными лицами.
    Можно применять резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства принудительной остановки транспорта. Разрешено использовать служебных собак.
    Спецсредства нужно хранить в сейфах. Доступ посторонних должен быть исключен.
    Определено, когда можно применять те или иные спецсредства, использовать служебных собак. Это запрещено в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних. Исключение составляют случаи, когда указанные лица оказывают вооруженное сопротивление, совершают нападение, угрожающее жизни или здоровью должностных лиц.
    Должностные лица обязаны обеспечить доврачебную помощи тем, кто получил телесные повреждения в результате применения спецсредств.


    Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

    Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2010 г. N 36 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
    По общему правилу назначенная ежемесячная страховая выплата по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний перерасчету не подлежит. Одним из исключений является ее индексация, производимая с учетом уровня инфляции.
    Установлено значение коэффициента, применяемого с 1 января 2010 г. для индексации выплат, назначенных до указанной даты. Оно равняется 1,1.

    Письмо Фонда социального страхования РФ от 10 декабря 2009 г. N 02-10/07-12722
    Указано, каким образом следует индексировать размеры пособий для граждан, имеющих детей. Перечислены их виды.
    С 1 января 2010 г. размеры пособий устанавливаются с коэффициентом 1,10.
    При индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком данное пособие, исчисленное в процентном выражении (40%) от среднего заработка/дохода, с 1 января 2010 г. пересчитывается до минимального размера, проиндексированного на 1,10, если назначенное и выплачиваемое пособие не достигает проиндексированного минимального размера.
    Разъяснены особенности индексации максимального размера ежемесячного пособия лицам, уволенным по определенным основаниям в период отпуска по уходу за ребенком.
    Данное пособие, исчисленное в процентном выражении (40%) от среднего заработка (дохода) и выплачиваемое лицам в максимальном размере, установленном до индексации на коэффициент 1,10, с 1 января 2010 г. подлежит перерасчету в процентном выражении от среднего заработка (дохода), но не выше максимального размера пособия, проиндексированного на 1,10.
    К ежемесячному пособию по уходу за ребенком, исчисленному из зарплаты застрахованного лица (40% среднего заработка/дохода), в том числе и в случае, если оно установлено в размере предельной суммы (13 833 руб.), коэффициент индексации не применяется.
    Размер единовременного пособия при рождении ребенка индексируется на 1,10, если ребенок родился 1 января 2010 г. и позднее.
    Таким образом, с 1 января 2010 г. необходимо проиндексировать пособия, размер которых установлен на 1 января 2009 г. с учетом коэффициента 1,13.


    Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 декабря 2009 г. N 1024н "Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределами территории Российской Федерации"
    Установлен порядок направления граждан России на бесплатное лечение за рубеж.
    Минздравсоцразвития принимает соответствующее решение, если больного невозможно лечить в России.
    Гражданин, его законный представитель либо доверенное лицо (в случае тяжелого состояния больного) обращаются в министерство с письменным заявлением. К нему прилагается копия выписного эпикриза из медицинской карты больного. Эпикриз выдается ФГУЗ, участвующим в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медпомощи. В нем должны содержаться обоснованные рекомендации о необходимости диагностики и лечении за границей.
    Далее Министерство запрашивает в Росздравнадзоре информацию о наличии (отсутствии) разрешения на применение в России медицинской технологии, рекомендованной пациенту в связи с имеющимся заболеванием. Одновременно делаются запросы в другие специализированные ФГУЗ о представлении медицинского заключения о наличии (отсутствии) показаний для направления пациента на лечение за границу. Приведены требования к такому медзаключению.
    Для принятия окончательного решения созывается специальная комиссия.
    В случае положительного результата между Министерством и иностранной медорганизацией заключается договор о проведении лечения.
    Больному и его сопровождающему оплачиваются расходы по проезду и найму жилья.
    Процедура по принятию решения о направлении на бесплатное лечение за рубеж не должна занимать более 92 рабочих дней. Однако в определенных случаях этот срок может приостанавливаться.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2010 г. Регистрационный N 16145.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 августа 2009 г. N 604н "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по лицензированию фармацевтической деятельности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2006 г. N 897"
    Росздравнадзор лицензирует фармацевтическую деятельность, которую осуществляют организации оптовой торговли лекарствами и аптеки федеральных организаций здравоохранения.
    Внесены изменения в Административный регламент, закрепляющий процедуру исполнения данной функции. Это связано, в частности, со вступлением в силу нового Закона о защите прав организаций и предпринимателей при проверках.
    Уточнено, как проверяется соблюдение лицензионных требований и условий, какие меры принимаются при выявлении нарушений.
    Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ИП) оповещаются о внеплановой выездной проверке не менее чем за сутки до ее начала. Иногда уведомление не требуется. Например, если из-за деятельности проверяемого причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан.
    В некоторых случаях внеплановые проверки субъектов малого и среднего бизнеса нужно согласовывать с прокуратурой.
    Определено, какие действия запрещается совершать должностным лицам Росздравнадзора при проверках. Так, нельзя предписывать или предлагать юридическим лицам и ИП провести мероприятия по контролю за их счет.
    В Административный регламент включены 2 новые главы. Глава IV определяет формы и порядок контроля за совершением действий и принятием решений при исполнении государственной функции. Глава V посвящена обжалованию указанных действий (бездействия) и решений.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2010 г. Регистрационный N 16144.


    Оборона, воинская обязанность и военная служба

    Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации"
    Военная доктрина является одним из основных документов стратегического планирования в России. Это система официально принятых в государстве взглядов на вооруженную защиту и подготовку к ней.
    Доктрина предусматривает перечни внешних и внутренних военных опасностей, угроз. Определены характерные черты современных военных конфликтов. Это непредсказуемость, наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей. Расширены масштабы применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве, возросла роль информационного противоборства, сокращены временные параметры подготовки к ведению военных действий.
    Для военных действий характерно возрастающее значение современного оружия, в том числе высокоточного, инфразвукового, "беспилотников", роботизированных образцов вооружений и военной техники.
    Сдерживать и предотвращать конфликты можно путем нейтрализации военных опасностей и угроз, поддержания Вооруженных Сил и других войск в заданной степени готовности, укрепления коллективной безопасности в рамках ОДКБ, участия в борьбе с международным терроризмом и др. Важнейшая задача - не допустить ядерный конфликт.
    Россия вправе применить ядерное оружие в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия, а также в случае агрессии, если под угрозу поставлено существование государства.
    Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом РФ.
    Определены основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время. В их числе - защита суверенитета России, поддержание боевой готовности, охрана важных объектов, борьба с пиратством и терроризмом, участие в охране общественного порядка и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    Поставлен ряд задач по развитию военной организации. Определены направления деятельности по оснащению войск военной и специальной техникой, обеспечению материальными средствами, развитию ОПК, мобилизационной подготовке экономики, госорганов и организаций.
    Указ вступает в силу со дня его подписания.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2010 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина С.В. Глушкова"
    Оспаривались нормы, касающиеся выплаты компенсаций бывшим военнослужащим-контрактникам за наем (поднаем) жилья.
    В силу этих норм такая компенсация выплачивается ежемесячно при невозможности обеспечить жилыми помещениями. При этом выплата производится военнослужащим, уволенным со службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.
    КС РФ счел нормы конституционными. Вместе с тем он отметил следующее.
    Государство взяло на себя определенные публично-правовые обязательства по соцподдержке этой категории граждан. Данная мера носит исключительно временный характер.
    Однако это не означает, что законодатель не обязан при определении круга лиц, которым это право предоставляется, соблюдать конституционные принципы равенства. Различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны.
    С учетом этого оспариваемые нормы не должны толковаться таким образом: бывшие военнослужащие имеют право на компенсацию только если и их поставка в очередь на получение жилья, и увольнение со службы имели место до 1 января 2005 г.
    Такую компенсацию вправе получать граждане, вставшие в очередь на получение жилья до 1 января 2005 г., как уволенные до, так и после этой даты.
    Иная трактовка порождала бы такую дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания.

    Приказ МЧС РФ от 11 ноября 2009 г. N 626 "О порядке отбора граждан на службу (работу) в федеральную противопожарную службу"
    Установлен порядок отбора кандидатов на службу (работу) в федеральную противопожарную службу.
    Требования к возрасту и уровню образования кандидатов совпадают с требованиями при приеме на службу в органы внутренних дел. Схожи и ограничения в приеме на службу. Так, кандидат не должен иметь судимость (в том числе погашенную или снятую).
    Организация работы по отбору кандидатов возлагается на руководителей организаций МЧС России и кадровых служб. Такая работа включает в себя информирование населения о порядке приема на службу (работу) и ее условиях; профессионально-ориентационные мероприятия с населением; непосредственный поиск кандидатов; первоначальные разъяснительные собеседования (консультации) с кандидатом.
    На первоначальном этапе кандидат подает заявление, заполняет анкету и пишет автобиографию (их формы приведены в приложении). Далее он направляется к руководителю структурного подразделения, где предполагается работа, для проведения первоначального собеседования.
    В случае прохождения собеседования кандидат направляется на медицинское освидетельствование и психофизиологическое обследование. Проводится проверка представленных им сведений. При необходимости оформляется доступ к гостайне.
    Решение о приеме кандидата на службу (работу) принимается руководителем организации МЧС России, имеющим право назначения на должность, и скрепляется печатью установленного образца.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2010 г. Регистрационный N 16097.


    Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство

    Постановление Конституционного Суда РФ от 21 января 2010 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества "Производственное объединение "Берег", открытых акционерных обществ "Карболит", "Завод "Микропровод" и "Научно-производственное предприятие "Респиратор"
    Оспаривались нормы об основаниях пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
    По мнению заявителя, нормы в их истолковании, которое дал ВАС РФ, являются неконституционными.
    Исходя из смысла указанного толкования, судебные акты могут быть пересмотрены (как по вновь открывшимся обстоятельствам), если после их принятия практика применения соответствующих норм была определена ВАС РФ (в т. ч. в ином понимании). Такая практика может быть определена в постановлении Пленума или Президиума ВАС РФ, принятом и в порядке надзора при рассмотрении другого дела.
    КС РФ счел, что нарушений Конституции РФ нет. Вместе с тем он отметил следующее.
    Толкование было дано ВАС РФ в пределах его компетенции. Между тем если суд любой инстанции при рассмотрении дела придет к выводу о неконституционности закона, в т. ч. с учетом его толкования ВАС РФ, такой суд обязан обратиться с запросом в КС РФ.
    Оспариваемые нормы с учетом толкования ВАС РФ не предполагают придание обратной силы его правовым позициям без учета характера спорных правоотношений. Это означает следующее.
    Не имеет обратную силу позиция ВАС РФ, содержащая толкование, из-за которого ухудшается положение лица, привлеченного (привлекаемого) к административной ответственности, или положение налогоплательщиков. Исключается отмена окончательных судебных актов, определяющих права физических или юридических лиц в их отношениях с государством. В частности, речь идет о случаях, когда за лицами признается право на получение определенных благ. Однако это не касается ситуаций, когда акт вынесен при ненадлежащем отправлении правосудия.
    Между тем не предполагается сохранение судебного акта в силе, если в результате нового толкования улучшается положение лиц, привлекаемых к публично-правовой ответственности, а также в исключительных случаях по делам, вытекающим из гражданских правоотношений, если этого требуют публичные интересы защиты неопределенного круга лиц или заведомо более слабой стороны в правоотношении.
    Пересмотр судебного акта из-за позиции ВАС РФ возможен только при условии, что в соответствующем постановлении Пленума или Президиума ВАС РФ прямо указано на придание сформулированной в нем правовой позиции обратной силы.
    Наличие в определении ВАС РФ (об отказе в передаче дела в надзор) указания на возможность пересмотра акта по вновь открывшимся обстоятельствам не является обязательным требованием такого пересмотра. Окончательно такой вопрос должен решать суд, принявший оспариваемый судебный акт.
    Федеральный законодатель должен внести в шестимесячный срок соответствующие изменения в законодательство.


    Международные отношения

    Федеральный закон от 4 февраля 2010 г. N 5-ФЗ "О ратификации Протокола N 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года"
    Ратифицирован Протокол N 14, вносящий изменения в контрольный механизм Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
    Цель Протокола - повысить эффективность работы Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) в условиях резкого увеличения числа жалоб в связи со вступлением в Совет Европы новых государств-членов.
    Протоколом уточнена компетенция комитета из трех судей.
    В отношении индивидуальной жалобы комитет вправе единогласным решением объявить ее неприемлемой или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению; объявить ее приемлемой и одновременно вынести постановление по существу жалобы, если лежащий в основе дела вопрос уже является предметом прочно утвердившегося прецедентного права суда.
    С 6 до 9 лет увеличен срок полномочий судей. Возможность переизбрания исключена.
    Установлен дополнительный критерий, позволяющий ЕСПЧ признать жалобу неприемлемой в зависимости от "значительности" понесенного заявителем ущерба.
    Европейскому Союзу предоставлено право присоединиться к Конвенции.
    Протокол ратифицирован с рядом заявлений от имени России. Так, применение статьи Конвенции "Компетенция комитетов" не исключает права Высокой Договаривающейся Стороны, выступающей стороной в споре, если избранный от нее судья не входит в комитет, требовать предоставления ему возможности заместить одного из членов.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


СОБЫТИЯ

  • 18-19 марта 2010 года в соответствии с распоряжением Губернатора автономного округа от 25.01.2010 N 13-рг в г. Ханты-Мансийске пройдет научно-практическая конференция "Правовые основы реализации Стратегии развития информационного общества. Обеспечение прав и свобод человека в информационном обществе".
    Подробнее о конференции

  • 18 февраля 2010 г. в Москве пройдет семинар "Новое в законодательстве о госзакупках: порядок оценки заявок и электронные торги". В программе семинара: новый порядок оценки заявок на участие в конкурсе, содержание и значимость критериев оценки заявок, установление критериев оценки заявок и их коэффициентов значимости, проведение электронных аукционов с учетом последних изменений законодательства и др.
    Подробнее о семинаре

  • Учебно-исследовательский центр повышения квалификации, кафедра гражданского права РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, совместно с редакцией журнала "Налоги и налогообложение" приглашают руководителей и специалистов предприятий и организаций принять участие в однодневном практическом занятии "Налог на добычу полезных ископаемых (специфика исчисления по нефти и газу, оптимальные решения типичных судебных споров)" в форме круглого стола, который состоится 25 февраля 2010 года.
    Подробнее о семинаре

  • 15 апреля 2010 года компания infor-media Russia проведет 3-й Всероссийский Юридический конгресс телекоммуникационных компаний 2010. Место проведения: г. Москва, конференц-зал отеля "Холидей Инн Сущевский". Цель конгресса – создание крупнейшей дискуссионной площадки для профессионального обмена опытом экспертов и специалистов в области права в телекоммуникационной отрасли. В рамках конгресса будут определены основные тенденции развития отрасли, рассмотрены аспекты правового регулирования и создания условий для стимулирования развития новых технологий и услуг.
    Узнать больше о конгрессе

  • 25 февраля 2010 года в Москве состоится конференция "Правовые вопросы HR в 2010 году". Организаторы: The Moscow Times, Salans. В программе конференции: трудовое законодательство в 2010 году: планируемые изменения, законодательные инициативы, вопросы применения трудового кодекса.
    Узнать больше


Вопросы и ответы Правового консалтинга: Гражданское право от 15.02.2010

Главные новости:

Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ -
БЫСТРО И УВЕРЕННО!

Для вас уже все готово!


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2010.   Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU

Комментариев нет:

Отправить комментарий