понедельник, 12 июля 2010 г.

ГАРАНТ. Самые важные документы недели

 

НОВЫЕ РЕШЕНИЯ -
ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛОВ

 
Юристу Бухгалтеру

Больше правовой информации на выгодных условиях


ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Горячие документы | Бизнес-справки | Аудио и видео | Форум юристов


    Версия от 10 июля 2010 года:

    Налоги и сборы, бухгалтерский учет
    Банковская деятельность
    Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
    Гражданское право, приватизация
    Лицензирование отдельных видов деятельности
    Антимонопольное законодательство
    Промышленность, топливно-энергетический комплекс
    Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание
    Транспорт и связь
    Иные вопросы хозяйственной деятельности
    Основы государственно-правового устройства
    Выборы, избирательная система, референдум
    Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
    Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
    Оборона, воинская обязанность и военная служба
    Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь
    Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
    Административные правонарушения, административная ответственность
    Международные отношения


    Налоги и сборы, бухгалтерский учет

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"
    Изменения в Закон об аудиторской деятельности сводятся к следующему.
    Расширен перечень субъектов, обязательный аудит отчетности которых вправе проводить только аудиторские организации. Это государственные корпорации и компании, а также юрлица, доля госсобственности в уставном капитале которых составляет не менее 25%.
    Уточнено, что федеральные стандарты аудиторской деятельности обязательны для всех аудиторов и аудируемых лиц.
    Аудиторы вправе страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) за причинение вреда имуществу других лиц в результате своей деятельности.
    Ранее предусматривалось, что с 1 января 2011 г. начинает работать единая аттестационная комиссия, а аудиторы, не имеющие аттестата нового образца, прекращают участвовать в обязательном аудите определенной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
    Решено создать единую аттестационную комиссию не позднее 1 сентября 2010 г. Аудиторам, не имеющим нового аттестата, запрещено проводить обязательный аудит с 1 января 2012 г.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

    Приказ Федеральной налоговой службы от 18 мая 2010 г. N ММВ-7-8/235@ "Об утверждении формы Требования о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость"
    В соответствии с НК РФ налогоплательщик имеет право на зачет (возврат) налога, заявленного к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой на ее основе камеральной налоговой проверки. Если возмещенная в заявительном порядке сумма превышает ту, что подлежит возврату по результатам проверки, налоговый орган направляет налогоплательщику требование о возврате в бюджет излишне полученных сумм.
    Установлена форма требования о возврате в бюджет излишне полученных (зачтенных) в заявительном порядке сумм НДС.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июня 2010 г. Регистрационный N 17653.

    Письмо Федеральной налоговой службы от 25 июня 2010 г. N ШС-37-3/5063@ "О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость"
    В НК РФ внесли поправки. Согласно им объектом обложения НДС не признается выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Это изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
    Коды, по которым данные операции должны отражаться в налоговой декларации по НДС, официально не установлены. В связи с этим предлагается использовать код 1010814.
    В НК РФ закреплен перечень операций, не подлежащих обложению НДС. Но международным договором России могут предусматриваться и другие операции, освобождаемые от НДС.
    В отношении освобождения от НДС на основании международного договора код также не определен. Пока это не сделано, можно использовать код 1014001.


    Банковская деятельность

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13.1 и 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
    Изменения призваны защитить интересы пользователей банкоматов.
    Для этого устанавливаются следующие правила.
    На экране банкомата должна отражаться надпись о размере комиссии за проведение соответствующих операций. Речь идет о вознаграждении, которое взимается владельцем банкомата сверх того, что установлено договором между кредитной организацией-эмитентом платежной карты и держателем последней. Причем клиента должны проинформировать до проведения расчетов, передачи распоряжений об их осуществлении. В чеке банкомата по итогам операции тоже нужно указывать информацию об этой комиссии.
    Некоторые поправки касаются банковских платежных агентов. Расширен перечень информации, которую должны предоставлять в каждом месте, где принимаются платежи физлиц. Теперь необходимо сообщать и о расходах, связанных с проведением операций с использованием платежных карт. Кроме того, с передачей кредитной организации при осуществлении данных операций распоряжений провести расчеты по банковским счетам.
    Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.

    Указание ЦБР от 3 июня 2010 г. N 2459-У "Об особенностях оценки кредитного риска по отдельным выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности"
    Определены особенности оценки качества обслуживания долга по ссудам, в отношении которых были приняты решения о его неухудшении в рамках указания ЦБР N 2156-У, после 30 июня 2010 г.
    В отношении просроченной задолженности по ссуде (основному долгу и (или) процентам) установлены 2 подхода к оценке.
    Первый - когда такая задолженность имелась в течение последних 180 календарных дней и погашена на дату оценки, т. е. текущая (на момент оценки) задолженность отсутствует. В этом случае оценка качества обслуживания долга не изменяется по сравнению с произведенной ранее в соответствии с указанием ЦБР N 2156-У.
    Второй - при наличии на дату оценки ссуды просроченной задолженности по основному долгу и (или) процентам, а также при ее возникновении с 1 июля 2010 г., в том числе погашенной на дату оценки. Здесь качество обслуживания долга оценивается в соответствии с положением ЦБР N 254-П.
    Также определены особенности оценки ссуд, реструктурированных с 31 декабря 2008 г. по 30 июня 2010 г., и тех, что предоставлены в указанный период и направлены на погашение долга по ранее предоставленной ссуде заемщику. В данной ситуации нужно продолжать исходить из оценки качества обслуживания долга, определенной с учетом норм указания N 2156-У, до момента исполнения обязательств заемщиком либо очередной реструктуризации или рефинансирования ссуды, проведенных с 1 июля 2010 г. Помимо этого следует учитывать иные обстоятельства, требующие в соответствии с положением ЦБР N 254-П изменения оценки качества обслуживания долга.
    Указание вступает в силу со дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июня 2010 г. Регистрационный N 17628.


    Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

    Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о применении международных договоров в рамках формирования таможенного союза (Санкт-Петербург, 28 мая 2010 г.)
    Россия и Казахстан определили порядок применения международных договоров в рамках формирования таможенного союза.
    Установлен перечень подписанных обоими государствами международных актов, применяемых на двусторонней основе. Это Протоколы о порядке и Соглашение о принципах взимания косвенных налогов, Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин, о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов союза и др. Данные международные акты применяются при условии, что депозитарию направлено уведомление об их ратификации Казахстаном. Исключение - те, что предусматривают их временное применение до ратификации.
    Для целей применения указанных актов с 1 июля 2010 г. полномочия и функции Комиссии ТС реализуются российскими и казахстанскими представителями в ней на двусторонней основе.
    Закреплено, что Соглашение об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 г. применяется сторонами с 1 числа месяца, следующего за тем, когда договор вступит в силу. При этом должно быть соблюдено вышеуказанное условие о направлении уведомления. Также установлено, что вместо нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин, предусмотренных соглашением (Россия - 87,97%, Казахстан - 7,33%, Беларусь - 4,7%), стороны используют нормативы в 92,31 и 7,69% (соответственно для России и Казахстана).
    Стороны обязались подписать до 15 июля 2010 г. международный договор, определяющий процедуру принятия решений о применении в рамках единой таможенной территории ТС специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, действующих в России и Казахстане по состоянию на 1 июля 2010 г., а также решений по введению перечисленных мер на единой таможенной территории ТС.
    Договор вступает в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении сторонами необходимых внутригосударственных процедур и временно применяется с 1 июля 2010 г.

    Решение Комиссии таможенного союза ЕврАзЭС от 18 июня 2010 г. N 318 "Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе"
    Урегулирована процедура карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на границе и территории таможенного союза (ТС). Установлен перечень товаров, в отношении которых он проводится.
    Контроль (надзор) на границе осуществляется при ввозе товара в ТС, а также при вывозе из него продукции, в отношении которой государства-члены ТС приняли соответствующие международные обязательства.
    Контроль (надзор) на территории ТС проводится в отношении перемещаемой по ней подкарантинной продукции, когда места отправления и назначения ее партии расположены на территории разных государств-членов ТС. При этом она не должна быть помещена под таможенный транзит либо под процедуру, предусматривающую вывоз товаров с территории ТС. Если места отправления и назначения продукции находятся на территории одного из членов ТС, контроль (надзор) регулируется его законодательством.
    Местное законодательство также применяется в части, не урегулированной настоящим документом.
    Цель контроля (надзора) -проверить соответствие продукции фитосанитарным требованиям. Они размещаются на официальных сайтах уполномоченных органов членов ТС. Также их можно найти в Информационной системе ЕврАзЭС в области техрегулирования, санитарных и фитосанитарных мер и в Интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли ТС.
    Установлен порядок проведения документарной проверки, осмотра (досмотра) транспортных средств и самой продукции, исследования образцов (проб).
    Если собственник продукции отказывается от ее обеззараживания или уничтожения либо их невозможно провести, должностное лицо уполномоченного органа выдает предписание о возврате такой продукции.
    Решение вступает в силу с 1 июля 2010 г.

    Решение Комиссии таможенного союза ЕврАзЭС от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе"
    С 1 июля 2010 г. вступает в силу Соглашение таможенного союза (ТС) по ветеринарно-санитарным мерам.
    В связи с этим определены товары, подлежащие ветеринарному контролю. Закреплено, как он осуществляется на таможенной границе и территории ТС.
    Подконтрольные товары должны сопровождаться ветеринарными сертификатами. Импортировать, перевозить и использовать лекарства и кормовые добавки, применяемые в ветеринарии, можно, если они зарегистрированы уполномоченными органами.
    В отношении товаров применяются документарный, физический и лабораторный контроль. По его результатам принимается одно из следующих решений: пропустить; приостановить движение; запретить ввоз; вернуть.
    Ввозить соответствующие товары разрешается с предприятий, включенных в специальный реестр. Необходимо получить разрешение. Оно требуется и в случае транзита животных, товаров животного происхождения.
    Определено, как проводятся проверки, отбираются пробы подконтрольных товаров (продукции).
    Утверждены Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к товарам.
    Установлены формы ветеринарных сертификатов.
    Решение вступает в силу с 1 июля 2010 г.

    Письмо Федеральной таможенной службы от 29 июня 2010 г. N 01-11/31847 "Начальникам региональных таможенных управлений, таможен "О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ"
    С 1 июля 2010 г. вводится в действие Таможенный кодекс таможенного союза (ТС). Его нормы имеют прямое действие. Таможенный кодекс РФ до отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС.
    В связи с этим следует обратить внимание на следующее.
    ТК РФ применяется с учетом изменившейся терминологии. Так, появилось новое понятие - товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком. Это те, которые передаются последнему по договору международной перевозки (по накладной, коносаменту и иным документам), чтобы переместить через таможенную границу в адрес (от) физлица, не пересекавшего ее. Вместо принятия - регистрация таможенной декларации и т. д.
    Большинство положений ТК РФ не применяются. Для многих из них исключение составляют случаи, когда из нашей страны в Белоруссию и Казахстан вывозятся товары, в отношении которых до 1 июля 2010 г. были установлены ставки импортных пошлин.
    В частности, не применяются главы ТК РФ, касающиеся деятельности в области таможенного дела (кроме ряда положений), прибытия товаров, внутреннего таможенного транзита, таможенного перевозчика (за некоторыми исключениями), убытия товаров и т. д.

    Письмо Федеральной таможенной службы от 29 июня 2010 г. N 01-11/31846 "Начальникам региональных таможенных управлений, Начальникам таможен, непосредственно подчиненных ФТС России "О порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенном контроле товаров в условиях функционирования Таможенного союза"
    Подготовлена памятка о порядке действий в условиях функционирования Таможенного союза (ТС).
    В ней изложен краткий алгоритм таможенных процедур и контроля.
    Отмечается, что в целом таможенные операции при ввозе товаров в ТС и вывозе из него совершаются в порядке, действующем в России. Однако имеются некоторые особенности.
    Так, иностранные товары (за некоторым исключением), ввезенные в любое из государств-членов ТС и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение статуса "товары таможенного союза", получают право свободно обращаться на всей территории ТС. С 1 июля 2010 г. это также касается товаров, происходящих из России, Белоруссии и Казахстана, и тех, которые на названную дату признавались отечественными в государствах-членах ТС. Указано, как подтверждается страна происхождения товара.
    Подробно освещена процедура декларирования товаров. Различают 4 вида таможенных деклараций: на товары; транзитная; пассажирская; на транспортное средство. При этом с 1 июля по 31 декабря 2010 г. в России будут применяться формы бланков ТД1, ТД2, ТД3, ТД4 и порядок их заполнения, установленные приказами ФТС России от 03.08.2006 N 724, от 04.09.2007 N 1057 и от 21.08.2007 N 1003. Приведены перечни прилагаемых документов. Пояснено, кто может выступать декларантом.
    Рассмотрены вопросы, касающиеся определения таможенной стоимости, классификации товаров, запретов и ограничений, внесения таможенных платежей. Приведены особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.


    Гражданское право, приватизация

    Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    Внесены изменения в Закон о концессионных соглашениях.
    Объектом соглашения теперь может выступать не только недвижимость, но и совокупность недвижимого и движимого имущества, непосредственно используемая для деятельности, предусмотренной договором.
    Закреплено, что на стороне концедента могут выступать два лица и более, в том числе государственное или муниципальное унитарное предприятие. Условие - объектом соглашения является коммунальный комплекс.
    Права концессионера можно использовать в качестве средства обеспечения его обязательств. Это необходимо для того, чтобы привлекать кредитные ресурсы и инвестировать их в создание или реконструкцию объекта.
    Уточнены условия заключения соглашения, порядок расчета размера компенсации концессионеру при его досрочном прекращении.
    Концессионер может арендовать земельный участок, на котором располагается или будет находиться объект концессионного соглашения.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

    Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 150-ФЗ "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    Субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено преимущественное право приобретать арендуемую ими недвижимость, находящуюся в собственности регионов или муниципалитетов. Для этого должен выполняться ряд условий. Они определены в Федеральном законе от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ.
    Внесенными изменениями действие указанного права продлено на 3 года - до 01.07.2013.


    Лицензирование отдельных видов деятельности

    Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 482 "Об утверждении Положения о лицензировании торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия и Положения о лицензировании торговли патронами к оружию"
    Установлено, как юрлицам выдаются лицензии на торговлю оружием, патронами к нему, основными частями огнестрельного оружия.
    Лицензирующим органом выступает МВД России.
    Определены лицензионные требования и условия. Так, нужно иметь помещения и оборудование, необходимые для соответствующей деятельности. В штате должны быть работники, ответственные за сохранность, учет, оценку оружия (патронов), а также выполняющие функции, связанные с продажей, предпродажной подготовкой, передачей, пересылкой, транспортированием данных объектов. Лицензиат обязан соблюдать требования, регламентирующие оборот оружия (патронов).
    Лицензия предоставляется на 5 лет.
    Закреплен перечень документов, направляемых соискателем.
    За рассмотрение заявления о предоставлении лицензии, за выдачу последней, а также за переоформление документа, подтверждающего ее наличие, уплачивается госпошлина.


    Антимонопольное законодательство

    Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2010 г. N 16678/09
    Компания была оштрафована за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
    По мнению антимонопольного органа, она устанавливала и поддерживала монопольно высокие цены на автомобильные бензины и авиационный керосин.
    Суды трех инстанций не согласились с позицией органа власти. Президиум ВАС РФ счел наложение штрафа законным и пояснил следующее.
    Нижестоящие суды необоснованно сочли, что ФАС России неверно обозначила товарные рынки.
    В рассматриваемом случае антимонопольная служба, выделяя оптовые рынки соответствующих товаров, исходила из того, что бензин автомобильный и дизтопливо не являются взаимозаменяемыми товарами, а в отношении авиационного керосина взаимозаменяемый товар отсутствует.
    В географические границы товарных рынков ФАС России включила всю территорию России. Это было сделано с учетом того, что нефтеперерабатывающие заводы (далее - НПЗ) нефтяных компаний (включая заявителя) находятся в различных регионах. Произведенные ими нефтепродукты поставляются не только покупателям региона расположения НПЗ, но и иным, находящимся в других субъектах России.
    Существенную долю на оптовых рынках автобензинов и авиакеросина (более 70%) занимают группы лиц указанных нефтяных компаний, которые являются вертикально-интегрированными хозяйствующими субъектами. В их состав входят лица, добывающие основные объемы нефти, осуществляющие их переработку на своих НПЗ, а также реализацию нефтепродуктов.
    Факт оптовой реализации автобензинов и авиакеросина внутри группы лиц не означает, что входящие в нее хозяйствующие субъекты утрачивают самостоятельность в гражданско-правовых отношениях. Он не может являться основанием для вывода об отсутствии рынка. Доля в объеме рынка должна рассчитываться исходя из общего количества произведенных НПЗ нефтепродуктов, реализованного первому покупателю (вне зависимости от того, относится ли он к группе лиц доминирующего субъекта).
    Также нужно было учесть, что запрет создавать дискриминационные условия и устанавливать необоснованное различие цен на один и тот же товар распространяется на всех хозяйствующих субъектов при заключении сделок как внутри вертикально-интегрированной группы, так и вне ее.


    Промышленность, топливно-энергетический комплекс

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 140-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях"
    Ратифицировано межправительственное Соглашение России и Австралии о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Оно подписано 7 сентября 2007 г.
    Есть еще одно соглашение от 15 февраля 1990 г. Оно предусматривает поставки в Россию природного урана. Ядерный материал австралийского происхождения может обрабатываться в нашей стране за плату в целях конверсии, обогащения и производства топлива. Однако он не предназначен для использования в России.
    Если в дальнейшем ядерный материал временно не может быть передан, то он подпадает под гарантии МАГАТЭ.
    Соглашением 2007 г. определены дополнительные направления сотрудничества. В их числе - исследования, разработка, проектирование, строительство, эксплуатация реакторов, атомных электростанций и других установок, обращение с отработавшим ядерным топливом, радиоактивными отходами и др.
    Австралия не требует, чтобы МАГАТЭ проводило активные гарантийные проверки на предприятиях в странах, имеющих ядерное оружие. Ее материал должен обрабатываться, использоваться и храниться в организациях, включенных в список заявленных установок.
    Предусмотрена возможность конверсии в гексафторид урана или обогащения ядерного материала на установках, не включенных список, в связи с производственной необходимостью.
    Установлено, что компетентные органы сторон заключат Меморандум о взаимопонимании. Будут согласованы формы и порядок отчетности о наличии австралийского ядерного материала на российских установках, принципы эквивалентности и т. д.

    Приказ Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010 г. N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов"
    Закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности предусматривает следующее. С 1 июля 2010 г. некоторые организации обязаны устанавливать, заменять, эксплуатировать приборы учета тех энергоресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Речь идет об организациях, чьи сети присоединены к тем, что входят в состав инженерно-технического оборудования объектов, оснащаемых данными приборами. Эти субъекты не могут отказывать лицам, обратившимся к ним с целью заключить договор, определяющий условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета.
    Определены существенные условия такого договора. Закреплено, как он заключается.
    Сторонами являются заказчик и исполнитель. Последним выступает организация, снабжающая энергоресурсом (водой, газом, тепло-, электроэнергией) или передающая его. Заказчиком - собственник объекта. Если договор касается коллективных приборов учета, заказчиком может быть лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме либо представляющее интересы собственников домов, имеющих общие сети инженерно-технического обеспечения.
    Заказчик направляет исполнителю заявку, приложив ряд документов.
    Исполнитель осматривает объект.
    Если имеется техническая возможность выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги) и представлены все документы, исполнитель направляет заказчику проект договора. При установке (замене) прибора учета - также технические условия.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2010 г. Регистрационный N 17646.


    Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание

    Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 2 июня 2010 г. N 39н "Об установлении и введении с 1 июля 2010 года минимальных цен на водку (за исключением минимальной цены на водку для розничной продажи)"
    С 1 июля 2010 г. вводятся минимальные цены на водку для производителей и поставщиков. О розничной продаже речь не идет.
    Они составляют 70 руб. (для производителей) и 77 руб. (для поставщиков) за 0,5 л готовой продукции.
    Минимальные цены на водку, производимую в России или ввозимую в нее, розлитую в потребительскую тару иной емкости, рассчитываются пропорционально вышеуказанным.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2010 г. Регистрационный N 17637.


    Транспорт и связь

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 141-ФЗ "О внесении изменения в статью 337 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"
    Уточнено понятие "спасательная операция".
    Ранее они могли проводиться только на морских и внутренних водных путях.
    Внесенные изменения расширяют географию спасательных операций. Установлено, что таковыми признаются любые действия по оказанию помощи не только в судоходных, но и в иных водах.
    Это, в частности, позволит спасать суда и другое имущество, выброшенные на берег штормом, цунами и иными природными катаклизмами.

    Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 131-Ф3 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О транспортной безопасности"
    Делегировано полномочие Правительства РФ устанавливать требования, обеспечивающие транспортную безопасность.
    Теперь их устанавливает федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (Минтранс России).

    Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О связи"
    Изменениями установлено, какие сооружения связи относятся к особо опасным и технически сложным.
    Они имеют следующие характеристики: высота от 75 до 100 м; заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 м.
    Уточнено, что такое сооружения связи (в том числе линейно-кабельные).


    Иные вопросы хозяйственной деятельности

    Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
    Вносимые изменения обусловлены принятием Закона о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях.
    На такие организации распространено действие Закона о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
    Кроме того, микрофинансовые организации независимо от их организационно-правовой формы включены в состав инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
    За внесение сведений о юрлице в госреестр микрофинансовых организаций установлена госпошлина в размере 1 тыс. руб. За выдачу дубликата свидетельства о внесении сведений в реестр нужно заплатить 200 руб.
    Введена административная ответственность за нарушение микрофинансовой организацией обязательных требований, установленных соответствующим законодательством. Наказание - предупреждение или наложение административного штрафа на юрлиц в размере от 10 до 30 тыс. руб.
    Напомним, что микрофинансовой является деятельность по предоставлению микрозаймов (до 1 млн руб. с учетом коэффициента-дефлятора). Микрофинансовые организации образуются в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества.
    Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после даты официального опубликования.

    Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
    В России решено развивать микрофинансовую деятельность. Ею занимается юрлицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (кроме бюджетного), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества. Ведется специальный реестр.
    Такая организация предоставляет микрозаем. Его сумма не должна превышать 1 млн руб. Предельный размер индексируется на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги).
    Установлены ограничения деятельности микрофинансовой организации. Например, она не вправе привлекать денежные средства физлиц. Запрет не применяется, если последние являются учредителями (членами, участниками, акционерами) организации, предоставляют ей займы на сумму 1,5 млн руб. и более (по одному договору с одним займодавцем).
    Микрофинансовая организация также не вправе выдавать займы в иностранной валюте, вести любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и др.
    Риски, возникающие в деятельности микрофинансовой организации, можно страховать. Также юрлицо вправе формировать целевые фонды.
    Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования.

    Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 130-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О лотереях"
    Расширен перечень документов, прилагаемых к уведомлению о проведении стимулирующей лотереи.
    Уполномоченный орган в течение 15 дней с момента получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи при наличии у ее организатора налоговой задолженности.
    В связи с этим установлено, что к уведомлению дополнительно прилагается справка налогового органа о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов и сборов.
    Это позволит своевременно рассматривать уведомления и принимать объективные решения об их регистрации либо о запрете проведения лотереи.


    Основы государственно-правового устройства

    Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
    Сокращены сроки рассмотрения отдельных обращений граждан.
    Речь идет об обращениях, в которых обжалуются судебные решения и которые не поддаются прочтению. Первые возвращаются отправителю. Разъясняется порядок обжалования судебных решений. В отношении вторых гражданам сообщается о том, что ответ не может быть дан и такие обращения не рассматриваются.
    Общий срок рассмотрения обращений составляет 30 дней. Однако на указанные обращения не дается ответ по существу.
    В связи с этим предусмотрено, что разъяснения или сообщения должны быть направлены в течение 7 дней.

    Указ Президента РФ от 23 июня 2010 г. N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору"
    Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) передана из ведения Минприроды России под непосредственное руководство Правительства РФ. При этом Служба наделена функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технологического и атомного надзора.
    Полномочия Ростехнадзора по ограничению негативного техногенного воздействия в области обращения с отходами, а также в сфере государственной экологической экспертизы возложены на Росприроднадзор.
    Указ вступает в силу со дня его подписания.


    Выборы, избирательная система, референдум

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
    Внесены некоторые изменения в Закон об основных гарантиях избирательных прав.
    Закреплен перечень информации о кандидатах, которая не указывается при опубликовании (доведении до сведения) решений избирательных комиссий. Речь идет о серии и номере паспорта, о дате его выдачи и др. Предполагается, что вместо адреса места жительства кандидата отражается наименование региона, района, города или иного соответствующего населенного пункта.
    Установлено, что избирательные объединения могут непосредственно выдвигать кандидатов единым списком. В нем должно быть определено, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается кандидат.
    Указанная возможность должна быть закреплена законом региона. Предусмотрен исчерпывающий перечень документов, представляемых в организующий выборы избирком.
    Документы, которые кандидаты должны подать в соответствии с законом в организующий выборы избирком (заявление о согласии баллотироваться, копия паспорта, сведения о размере и об источниках доходов и др.), нужно направлять в окружные комиссии после того, как заверен список. На последнюю процедуру даются 3 дня.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


    Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

    Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 491 "Об обеспечении служебным оружием и специальными средствами должностных лиц специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания"
    Установлен порядок применения служебного оружия, а также разрешенного в качестве него гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, спецсредств должностными лицами (работниками) специально уполномоченных госорганов (учреждений) по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
    Оружие (спецсредства) используется для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни или здоровью должностных лиц, членов их семей или граждан, помогающих госорганам в охране объектов животного мира и среды их обитания. Также оно может применяться при задержании нарушителей и ТС, обезвреживании животных. Приведены другие случаи разрешенного использования оружия (спецсредств).
    Должностное лицо обязано предупредить о намерении применить оружие (спецсредство). Также оно должно стремиться к тому, чтобы любой причиненный вред был минимальным. Пострадавшим должна быть оказана доврачебная помощь, их транспортируют в ближайшие медучреждения. О каждом случае применения служебного оружия должностное лицо обязано в течение 1 суток сообщить в ОВД. О нанесении тяжкого или среднего вреда здоровью, а также о гибели человека нужно доложить и в прокуратуру.
    Запрещается повторно использовать устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, в пределах зоны поражения и периода действия этих веществ. Также не допускается применять служебное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен. Исключение - вооруженное или групповое сопротивление (нападение). Нельзя наносить резиновыми палками удары по голове, шее, ключичной области, животу и половым органам.
    Приведены перечень типов, моделей оружия и спецсредств, а также нормы их выдачи.

    Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 490 "О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений"
    С 1 апреля 2010 г. действует Закон об охоте. Определен правовой статус охотника. Закреплен порядок предоставления земельных и лесных участков, а также права пользоваться животным миром. Возникающие отношения оформляют охотхозяйственными соглашениями. Их заключают по результатам аукционов.
    Юрлица и ИП, получившие право пользоваться животным миром до вступления в силу закона, могут без аукциона заключить соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении территорий или акваторий.
    Им нужно внести единовременную плату за заключение соглашений. Она рассчитывается так. Ставку платы за единицу площади охотничьего угодья нужно умножить на площадь угодья.
    Установлены ставки платы. В Республике Адыгея и Московской области - 10 руб. за 1 га угодья, в Алтайском крае - 5 руб., в Ямало-Ненецком автономном округе - 1 руб.

    Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 478 "О внесении изменения в Правила проведения государственной кадастровой оценки земель"
    Ранее оценка осуществлялась не реже 1 раза в 5 лет и не чаще 1 раза в 3 года. Согласно поправкам отменяется запрет проводить ее чаще 1 раза в 3 года. Тем самым снимаются барьеры для переоценки земель в случае изменения экономической ситуации.


    Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 146-ФЗ "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
    Поправки касаются работников, входящих в состав профсоюзных органов.
    Утрачивают силу отдельные нормы. Согласно им эти сотрудники, не освобожденные от основной работы, не могли подвергаться дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа. Руководитель такого органа в подразделении организации - без предварительного согласия ее профсоюзного органа. Руководитель последнего и профорганизаторы - без предварительного согласия органа объединения (ассоциации) профсоюзов.
    Дело в том, что Конституционный Суд РФ признал приведенные положения не действующими и не подлежащими применению.
    Прежде перевести данных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя разрешалось, только если получено согласие профсоюзного органа. Эта норма утрачивает силу.
    Пересмотрены положения, которые не позволяли уволить по инициативе работодателя указанных сотрудников, не освобожденных от основной работы, без предварительного согласия профсоюзного органа (объединения профсоюзов). Соответствующую норму признали неконституционной в части, не допускающей увольнять работника без такого согласия, если он совершил дисциплинарный проступок. Речь идет о случаях, когда последний является основанием, при котором работодатель может расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе.

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 139-ФЗ "О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенции N 132)"
    Ратифицирована Конвенция (пересмотренная в 1970 г.) об оплачиваемых отпусках (N 132).
    Конвенция применяется ко всем работающим лицам, кроме моряков.
    Чтобы получить право на любой ежегодный оплачиваемый отпуск, нужно проработать не менее 6 месяцев. Конкретная продолжительность устанавливается компетентными органами власти сторон.
    Отпуск не может составлять менее 3 рабочих недель за 1 год трудовой деятельности.
    В силу ТК РФ минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней. Право использовать его возникает по истечении 6 месяцев непрерывной работы.
    Конвенция N 132 устанавливает, что при ратификации необходимо оговорить, принимаются ли предусмотренные обязательства в отношении отдельных лиц. Речь идет о работниках в секторах экономики, не связанных с сельским хозяйством, о сотрудниках, занятых в последнем. Россия принимает обязательства в отношении и тех, и других.

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 138-ФЗ "О ратификации Конвенции о содействии коллективным переговорам (Конвенции N 154)"
    Ратифицирована Конвенция о содействии коллективным переговорам.
    Одной стороной в них выступают работодатель, группа, одна или несколько организаций указанных лиц, другой - одна или несколько организаций работников. Цели - определить условия труда и занятости, урегулировать взаимные отношения.
    Для содействия переговорам принимаются меры, соответствующие национальным условиям. Они направлены на то, чтобы переговоры были возможны во всех отраслях экономики, на поощрение разработки согласованных правил и процедур, проведение переговоров, невзирая на отсутствие, неполный или несоответствующий характер регулирующих их норм, и др.
    Требования конвенции соответствуют нормам ТК РФ.

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 137-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях (Конвенции N 135)"
    Ратифицирована Конвенция о защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях.
    Представители - это лица, которые назначены (избраны) профсоюзом или его членами, а также те, кто свободно избраны работниками предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или коллективными договорами. Когда в одной организации присутствуют и те, и другие, при необходимости должны приниматься меры для того, чтобы наличие выборных лиц не использовалось для подрыва позиций профсоюзов или их представителей.
    Предприятие обеспечивает представителей возможностями, позволяющими быстро и эффективно выполнять их функции. Однако это не должно снижать эффективность функционирования организации.
    Требования конвенции соответствуют нормам ТК РФ.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и ПФР от 28 апреля 2010 г. N 302н/109п "О внесении изменений в Правила выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 16 февраля 2004 г. N 18/15п"
    Скорректирован порядок выплаты трудовой пенсии (ее части) и пенсии по гособеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным госслужащим).
    Уточнено, что он распространяется на выплаты как части трудовой пенсии по старости, так и доли ее страховой части.
    Закреплено дополнительное полномочие территориального органа ПФР по устранению ошибок, в том числе допущенных по данным из документов, необходимых для выплаты и доставки пенсии.
    Установлено, что пенсия зачисляется на счет пенсионера в кредитной организации без взимания комиссионного вознаграждения.
    Отменено правило, касавшееся пенсионеров, проживающих в государственных и муниципальных стационарных учреждениях соцобслуживания. Оно предусматривало следующее. Если пенсионера не было в учреждении свыше 15 календарных дней в месяце, часть пенсии за период отсутствия возвращалась ему из кассы учреждения на основании приказа руководителя и соответствующего заявления.
    Пенсии могут доставляться организациями почтовой связи, при этом не только федеральной.
    Ранее, если праздничный день приходился на 1 число текущего месяца, пенсия за этот день могла доставляться в последний рабочий день предшествующего месяца по согласованию с ПФР. Теперь данная норма исключена.
    Часть изменений обусловлена тем, что с 1 января 2010 г. ежемесячные выплаты инвалидам производятся без учета степени ограничения способности к трудовой деятельности.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июня 2010 г. Регистрационный N 17629.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и ПФР от 28 апреля 2010 г. N 303н/110п "О внесении изменений в Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19 пб"
    Скорректированы Правила обращения за пенсией, ее назначения и перерасчета ее размера, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Законами о трудовых пенсиях и пенсионном гособеспечении.
    В частности, утратило силу положение, согласно которому порядок ведения пенсионной документации утверждался ПФР по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
    Уточнена сфера действия правил. Теперь они в том числе распространяются на обращения за долей страховой части и частью трудовой пенсии по старости (ранее - за частью трудовой пенсии). Кроме того, до внесения изменений правила не касались пенсий за выслугу лет федеральным госслужащим. Уточнено, что речь идет о гражданских служащих.
    Установлено, что заявление об установлении доли страховой части подается по месту нахождения пенсионного дела получателя.
    Пенсионное дело теперь может содержать электронные документы.
    В ряде случаев трудовая пенсия или часть трудовой пенсии по старости назначаются ранее дня обращения за ними. Закреплено, что в таких ситуациях территориальный орган ПФР по месту нахождения пенсионного дела получателя назначает пенсию на основании имеющихся у него данных без истребования соответствующего заявления.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июня 2010 г. Регистрационный N 17627.


    Оборона, воинская обязанность и военная служба

    Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 149-ФЗ "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О ветеранах"
    Инвалиды ВОВ и боевых действий вправе получать соцподдержку в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50%.
    Согласно изменениям эта льгота распространяется на членов семей инвалидов, проживающих совместно с ними.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 142-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"
    Уточнено определение продукции военного назначения. Напомним, что на нее распространяется разрешительный порядок осуществления внешнеторговой деятельности.
    К указанной продукции теперь не относится информация в военно-технической области, которая может быть опубликована в соответствии с законодательством Российской Федерации в СМИ, произведениях науки, литературы и искусства, рекламных материалах.


    Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 135-ФЗ "О внесении изменения в статью 20.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
    Вводятся новые правила подготовки и повышения квалификации судей. Они сводятся к следующему.
    Судья, впервые назначенный на должность, должен пройти профессиональную переподготовку.
    Федеральный судья, впервые назначенный на должность, проходит переподготовку в специальных учреждениях высшего и дополнительного профобразования. Также необходима стажировка.
    Общая продолжительность переподготовки не может превышать 6 месяцев. Соответствующий период включается в стаж работы.
    По результатам переподготовки федеральному судье, впервые назначенному на должность, присваивается квалификационный класс.
    Сохранилась обязанность судьи повышать свою квалификацию не реже 1 раза в 3 года.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

    Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 129-ФЗ "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Приморского края"
    Упраздняются Дальнереченский, Лесозаводский, Спасский и Уссурийский городские суды, а также одноименные районные суды Приморского края.
    Вместо них создаются 4 районных суда с такими же наименованиями.
    Цель данных преобразований - привести судебную систему указанного региона в соответствие с требованиями федерального законодательства.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

    Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 128-ФЗ "Об упразднении некоторых районных судов Кировской области"
    Упраздняются отдельные районные суды Кировской области. Это Арбажский, Тужинский, Афанасьевский, Белохолуницкий, Нагорский, Богородский, Верхошижемский, Лебяжский, Пижанский, Даровской, Орловский, Кикнурский, Кильмезский, Немский, Сунский, Опаринский, Свечинский и Фаленский.
    Вопросы осуществления правосудия, относящиеся к их ведению, передаются в юрисдикцию других районных судов области.
    Такие преобразования необходимы по следующей причине.
    Согласно УПК РФ уголовные дела о некоторых преступлениях рассматриваются в первой инстанции коллегией из 3 судей (террористический акт, государственная измена, шпионаж и т. д.). При наличии ходатайства обвиняемого - уголовные дела об иных тяжких и особо тяжких преступлениях.
    Перечисленные выше суды были малосоставными. Это не позволяло во всех случаях обеспечить коллегиальное рассмотрение дел.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

    Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 127-ФЗ "О создании Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области и об упразднении некоторых судов Еврейской автономной области"
    Упразднены Биробиджанский городской и Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области.
    Вместо них заново создается Биробиджанский районный суд. Его юрисдикция распространяется на территорию города Биробиджана и Биробиджанского района области. Ему передаются вопросы, относящиеся к ведению упраздняемых судов.
    Это объясняется следующим. Согласно Закону о судебной системе городские суды действуют только в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, упразднение указанных судов позволит равномерно распределить нагрузку на судей и оптимизировать расходы на осуществление правосудия.
    Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

    Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
    Общее число мировых судей в Ямало-Ненецком автономном округе увеличено с 30 до 31.
    Это связано с тем, что с 1 января 2007 г. судебные участки образуются из расчета численности населения на 1 участке от 15 до 23 тыс. человек (ранее - от 15 до 30 тыс. человек). При этом в административно-территориальных образованиях (входящих в судебный район) с численностью населения менее 15 тыс. человек, как и прежде, создается 1 участок.
    Кроме того, увеличение численности мировых судей в регионе позволит снизить служебную нагрузку на них и повысить доступность правосудия.

    Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 481 "О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)"
    С 1 ноября 2009 г. установлено ежемесячное пособие в размере 1,5 тыс. руб. детям военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, погибших (умерших) либо пропавших без вести при исполнении своих обязанностей. Регламентирован порядок его выплаты.
    Пособие выплачивается детям до 18 лет (детям-инвалидам - независимо от возраста), учащимся очной формы - до конца обучения (но не более чем до 23 лет). Назначается выплата пенсионными органами по месту получения пенсии по случаю потери кормильца, а если указанная пенсия выплачивается Пенсионным фондом РФ - региональным органом соцзащиты населения (он же назначает пособие детям погибших военнослужащих-срочников). Определен перечень необходимых для начисления пособия документов.
    Отдельным категориям детей аналогичное пособие выплачивалось до 1 ноября 2009 г. Им повторно подавать документы не нужно (пособие начислят на основании ранее представленных).
    Деньги перечисляются на счет в Сбербанке России либо через почту.
    Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2009 г.


    Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
    Цель поправок - противодействовать рейдерству.
    Установлена уголовная ответственность за фальсификацию ЕГРЮЛ, реестра владельцев ценных бумаг, системы депозитарного учета. Наказание - штраф от 100 до 300 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом (до 100 тыс. руб. или в размере дохода осужденного за период до 6 месяцев) либо без такового. Если заведомо недостоверные сведения внесены путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг, к указанной выше системе - лишение свободы на срок до 2 лет со штрафом (до 300 тыс. руб. или в размере дохода за период до 2 лет) либо без такового. В случае, когда фальсификация сопряжена с насилием или угрозой его применения, будут наказывать лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом (до 500 тыс. руб. или в размере дохода за период до 3 лет) либо без такового.
    Внесение заведомо недостоверных сведений в единые государственные реестры также является преступлением.
    Вводится уголовная ответственность за фальсификацию решений совета директоров (наблюдательного совета) и общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
    Уточняется, как за счет федерального бюджета реабилитированному возмещается имущественный вред.
    Согласно прежней редакции УПК РФ постановление о производстве выплат в возмещение вреда выносилось судьей, следователем или дознавателем.
    Между тем Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что взыскание на бюджетные средства обращается только на основании судебного акта.
    В связи с этим в УПК РФ закрепляется, что исключительно суд принимает решение возместить имущественный вред.

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
    Суд уполномочен принимать решения о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
    Ранее санкция суда была необходима только для прослушивания и записи телефонных переговоров. Однако, по мнению Конституционного Суда РФ, судебное решение требуется и в случаях получения вышеуказанной информации.
    Согласно поправкам к последней относятся сведения о дате, времени, продолжительности соединений между абонентами и (или) абонентскими устройствами (пользовательским оборудованием), о номерах абонентов, другие данные, позволяющие идентифицировать абонентов. Это также информация о номерах и месте расположения приемопередающих базовых станций.
    Право следователя получать информацию может быть установлено на срок до 6 месяцев.
    Закреплен порядок подачи в суд ходатайства следователя.

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
    С 1 сентября 2008 г. вступил в силу закон, определяющий, как осуществляется общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
    В связи с этим вносятся изменения в другие законы.
    К ведению прокуратуры теперь относится и надзор за исполнением законов теми, кто осуществляет общественный контроль и содействует лицам, находящимся в местах принудительного содержания.
    Определены условия, при которых возможны беседы содержащегося под стражей с членами общественной наблюдательной комиссии. Речь идет о вопросах, связанных с обеспечением прав подозреваемого или обвиняемого в местах принудительного содержания. Так, необходимо, чтобы представитель администрации мог видеть и слышать собеседников.
    В УИК РФ закрепляется, что данные комиссии и их члены осуществляют общественный контроль в исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях. Члены комиссии вправе беседовать с осужденными в условиях, когда представитель администрации видит их, но не слышит.
    Вводится административная ответственность для должностных лиц, препятствующих осуществлению общественного контроля (предупреждение или штраф от 500 до 1 000 руб.). Аналогичное наказание предусмотрено и для членов общественной комиссии, нарушающих нормативно-правовые акты в соответствующей сфере, а также не исполняющих законные требования администрации места содержания.
    Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 июня 2010 г. N 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве"
    Рассмотрены различные аспекты участия потерпевшего в уголовном процессе.
    Лицо признается потерпевшим независимо от его гражданства, возраста, физического или психического состояния и иных данных о его личности. Также не имеет значения, установлены все причастные к преступлению или нет.
    Правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из его фактического положения и лишь процессуально оформляется постановлением (но не формируется им).
    Лицо может быть признано потерпевшим как по его заявлению, так и по инициативе органа, в производстве которого находится уголовное дело. Также это может сделать суд, если установит, что тот, кому преступлением причинен вред, не признан потерпевшим по делу. Отказ в признании таковым можно обжаловать в досудебном производстве.
    При размещении судебных решений в сети Интернет для защиты прав и обеспечения безопасности потерпевшего его персональные данные исключаются из текста. Вместо них используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать его личность. При этом под персональными данными следует понимать любую информацию, относящуюся к определяемому на основании нее потерпевшему (в т. ч. его Ф.И.О., образование, профессию, доходы и другие сведения).
    Разъяснен порядок действий суда в случае, когда лицо признано потерпевшим ошибочно.
    Затронут вопрос о защите интересов близких родственников потерпевшего. Перечень лиц, признаваемых таковыми, закреплен в УПК РФ исчерпывающим образом.
    Представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть не только адвокаты, но и иные лица, способные, по мнению этих участников судопроизводства, оказать им квалифицированную юрпомощь. Их полномочия подтверждаются доверенностью либо заявлением представляемого в судебном заседании.
    Приведен перечень процессуальных документов, которые вправе получать потерпевший.
    При неявке в заседание без уважительных причин либо уклонении от нее потерпевший может быть подвергнут приводу либо денежному взысканию. Ходатайствовать о применении мер безопасности он (его представители) вправе в любой момент производства по делу.
    Выделены некоторые моменты, которые должны учитываться при предъявлении гражданских исков в уголовном деле, при определении размера подлежащего возмещению имущественного ущерба или компенсации морального вреда.
    Отмечены особенности, которые должны приниматься во внимание при рассмотрении дел о преступлениях против половой неприкосновенности, в делах частного обвинения.
    Признаны недействующими в России разъяснения по аналогичным вопросам Пленума ВС СССР от 1985 г.


    Административные правонарушения, административная ответственность

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в статью 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
    Внесенные поправки касаются исчисления срока лишения специального права.
    Он начинает течь со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания. Если лицо, лишенное специального права, уклоняется от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, указанный срок прерывается.
    В связи с этим на практике зачастую складывалась следующая ситуация. Недобросовестные граждане, не сдавшие водительское удостоверение, по окончании срока лишения права обращались за выдачей его дубликата взамен утраченного. При этом свои действия они объясняли тем, что срок лишения права истек (с момента вступления решения суда в силу) и они не уклонялись от сдачи водительского удостоверения, так как утратили его после составления протокола об административном правонарушении.
    Внесенные изменения обязывают лицо, лишенное специального права, уведомлять орган, исполняющий этот вид административного наказания, об утрате соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иного документа. В противном случае течение срока лишения специального права будет считаться прерванным.


    Международные отношения

    Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации"
    Разработан новый Консульский устав.
    Многие положения устава, действовавшего с 1 сентября 1976 г., больше не соответствуют современным общественным отношениям и требованиям развивающегося законодательства.
    Новый устав содержит 6 глав. Определены задачи консульской деятельности. Установлены статус, функции почетного консула и др.
    В рамках консульской деятельности рассматриваются вопросы гражданства, оформляются и выдаются паспортно-визовые документы, регистрируются акты гражданского состояния. Речь также идет об учете граждан, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа.
    Определены действия консульских должностных лиц в отношении российских граждан, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу, задержанных либо пропавших без вести.
    Закреплены полномочия по вопросам усыновления (удочерения) российских граждан, установления опеки и попечительства над находящимися на территории консульского округа недееспособными и ограниченно дееспособными совершеннолетними лицами.
    Консульской деятельностью занимаются специализированные учреждения. Определен их статус.
    Установлен порядок взаимодействия консульских должностных лиц с экипажами морских и воздушных судов, военных кораблей и военно-вспомогательных судов.
    За совершение консульских действий взимаются соответствующие сборы.
    Прежний Консульский устав, а также некоторые положения Основ законодательства о нотариате признаны утратившими силу. Не действуют отдельные акты СССР.
    Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования.

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 134-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики о торговом судоходстве"
    Ратифицировано межправительственное Соглашение России и Греции о торговом судоходстве.
    Оно регулирует вопросы судоходной политики, режима пребывания судов, членов экипажа и грузов на территории сторон. Также определены механизмы разрешения споров, касающихся толкования или применения соглашения, сотрудничества ответственных за его выполнение органов.
    В частности, установлено, что в течение времени пребывания судна в порту члены экипажа могут находиться в отпуске на берегу без виз. При этом они должны иметь удостоверения личности моряков. Капитан судна, в свою очередь, должен передать надлежащим властям список членов экипажа.
    При наличии визы и указанных удостоверений члены экипажа могут въезжать в качестве пассажиров любого вида транспорта на территорию соответствующего государства, покидать ее или проезжать по ней транзитом, когда они направляются на свое или переезжают на другое судно, направляются в свое государство или едут по другой причине, одобренной властями указанной страны.
    Если судно одной страны потерпит аварию у берегов другой, оно будет пользоваться на территории последней теми же преимуществами, которые предоставляются национальному судну. Это же правило касается перевозимых грузов.
    Экипажу и пассажирам, равно как самому судну и его грузу, будут оказываться в любое время помощь и содействие в той же мере, как и национальному судну.


СОБЫТИЯ

  • 7-8 сентября ICC Russia в партнерстве с ОАО Газпромбанк проведет в Москве двухдневный мастер-класс, посвященный актуальным вопросам применения международной стандартной практики расчетов с использованием аккредитивов и UCP 600 - Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов в редакции 2007 года - признанных международных стандартов для документарных аккредитивов, разработанных Международной торговой палатой - Всемирной организацией бизнеса (ICC).
    Подробнее

  • 28-30 сентября 2010 года в Москве в Конгресс-центре ГК "Космос" и отеле "Балчуг Кемпински Москва" состоится IV Всероссийский Конгресс "Управление государственной и муниципальной собственностью 2010 Осень". Мероприятие состоится при поддержке Администрации Президента РФ, Госдумы ФС РФ, Минэкономразвития РФ, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Торгово-промышленной палаты РФ.
    Узнать больше о конгрессе

  • С 29 сентября по 1 октября в Москве пройдет IV Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-learning "MOSCOW Education Online 2010". Международная конференция "MOSCOW Education Online" предоставляет возможность представителям русскоговорящего сегмента приобщиться к международным стандартам качества образования и к опыту внедрения обучения с применением технологий e-learning.
    Подробнее

  • Компания infor-media Russia проводит III практическую конференцию "МСФО в России: нововведения и практика применения". Мероприятие состоится 20-21 сентября в отеле Holiday Inn Moscow Suschevsky. Это ежегодное событие, собирающее специалистов ведущих российских компаний из различных секторов экономики, банков и ведущих консалтинговых компаний. Их объединяет профессиональная работа по составлению и консолидации финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами IFRS и GAAP.
    Подробнее


Вопросы и ответы Правового консалтинга: Бюджетный учет от 12.07.2010

Главные новости:

.

CЛУШАЙТЕ НОВОСТИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА!

Узнавайте об изменениях в законодательстве,
не отвлекаясь от других дел

Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".

Пишите свои пожелания по рассылке редактору


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2010.   Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU

Комментариев нет:

Отправить комментарий