понедельник, 2 августа 2010 г.

ГАРАНТ. Самые важные документы недели

 

НОВЫЕ РЕШЕНИЯ -
ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛОВ

 
Юристу Бухгалтеру

Больше правовой информации на выгодных условиях


ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Горячие документы | Бизнес-справки | Аудио и видео | Форум юристов


    Версия от 31 июля 2010 года:

    Налоги и сборы, бухгалтерский учет
    Банковская деятельность
    Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
    Стандартизация, сертификация, качество продукции, защита прав потребителя
    Промышленность, топливно-энергетический комплекс
    Строительство, градостроительство и архитектура
    Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание
    Транспорт и связь
    Иные вопросы хозяйственной деятельности
    Основы государственно-правового устройства
    Бюджетная система
    Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
    Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
    Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
    Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
    Оборона, воинская обязанность и военная служба
    Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь
    Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
    Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
    Административные правонарушения, административная ответственность
    Международные отношения


    Налоги и сборы, бухгалтерский учет

    Приказ МИД РФ и Минфина РФ от 1 июня 2010 г. N 8046/54н "О внесении изменений в Перечень международных организаций и их представительств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, при реализации которым товаров (работ, услуг) для официального использования применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, утвержденный приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 9 апреля 2007 г. N 4938/33н"
    При реализации товаров (работ, услуг) для официального использования определенным международным организациям и их представительствам, осуществляющим деятельность в России, применяется нулевая ставка НДС. Скорректирован их перечень.
    В частности, позиция "Комиссия Европейских сообществ" заменена на "Представительство Европейского союза". Кроме того, в перечень включены Комиссия ТС, Исполком Электроэнергетического совета и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2010 г. Регистрационный N 17857.

    Письмо Минфина РФ от 22 июля 2010 г. N 03-07-15/101
    Начиная с декларации за июль 2010 г. и до утверждения соответствующей формы используется бланк декларации, применяемый при импорте товаров в Россию из Беларуси (приказ Минфина России от 27 ноября 2006 г. N 153н). Представлять декларацию обязаны все импортеры (включая освобожденных от исчисления и уплаты НДС).
    Декларация подается в налоговый орган по месту учета до 20 числа месяца, следующего за тем, когда приняты на учет ввезенные товары (при импорте предметов лизинга - до 20 числа месяца, следующего за месяцем платежа). Если в отчетном месяце импортированные товары на учет не приняты (срок лизингового платежа не наступил), декларацию подавать не нужно.
    Приведены особенности составления декларации. Так, титульный лист и раздел 1.1 заполняются во всех случаях, разделы 1.2, 2, 3, 4 и приложение включаются в состав при осуществлении соответствующих операций.
    Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов представляется на бумажном носителе (4 экземпляра) и в электронном виде.


    Банковская деятельность

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
    Внесены изменения в Закон о противодействии легализации преступных доходов и КоАП РФ. Основное их назначение - привести национальное законодательство в соответствие с рекомендациями международной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В ее состав входят более 30 государств, включая Россию.
    Расширен и уточнен понятийный аппарат закона. Его действие распространено на зарубежные филиалы, представительства и "дочек" организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
    В соответствии с поправками особое внимание должно уделяться деловым отношениям и операциям с лицами из стран, которые не выполняют рекомендации ФАТФ.
    Установлен запрет заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом, если он или его представитель не подали необходимые для их идентификации документы.
    Организациям запрещено информировать клиентов и иных лиц о принимаемых мерах по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Установлен ряд исключений из этого правила. Это случаи сообщения о необходимости предоставить документы, о приостановлении операции, отказе выполнять распоряжение клиента о ее совершении или отказе заключить договор банковского счета (вклада) по основаниям, предусмотренным законом.
    В новой редакции изложена статья 15.27 КоАП РФ. Предусматриваются различные меры ответственности за непредставление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, нарушение сроков заявления о постановке на учет и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, уголовно ненаказуемые нарушения, повлекшие отмывание денег или финансирование терроризма.
    Введены статьи об органах банковского надзора и осуществляющих контроль и надзор в сферах страховой деятельности и кредитной кооперации. Они будут рассматривать дела об указанных правонарушениях.
    Закон вступает в силу по истечении 180 дней с момента официального опубликования.

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 181-ФЗ "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
    Руководитель одной кредитной организации (ее филиала) не вправе занимать должности в другой.
    Предусмотрено исключение для случаев, когда данные юрлица по отношению друг к другу являются основным и дочерним обществами.
    Теперь единоличный исполнительный орган дочерней организации вправе занимать должности (кроме председателя) в коллегиальном исполнительном органе основного общества.

    Указание ЦБР от 18 мая 2010 г. N 2446-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 7 сентября 2007 года N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета"
    Уточнено, как банк в электронном виде сообщает налоговому органу об открытии или закрытии счета плательщика, об изменении его реквизитов.
    Банк направляет электронное сообщение через Центр информационных технологий Банка России (ранее - через Главный центр информатизации).
    Определены особенности отправки сообщения, сформированного филиалом банка, не имеющим БИК и совершающим расчеты через корреспондентский субсчет другого филиала.
    Сообщение можно направить в уполномоченный налоговый орган через такой филиал, имеющий БИК. Он должен быть наделен двумя полномочиями. Во-первых, самостоятельно передавать электронные сообщения. Во-вторых, принимать и направлять информацию, сформированную филиалом, у которого нет БИК.
    В новой редакции изложены форматы и структура электронных сообщений, квитанции о принятии (непринятии) уполномоченным налоговым органом информации и извещения об ошибках.
    Обновлен Справочник кодов причин непринятия электронного сообщения. Пересмотрена структура наименования транспортного файла уполномоченного налогового органа.
    Указание вступает в силу по истечении 3 месяцев после дня его официального опубликования.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 июля 2010 г. Регистрационный N 17755.

    Указание ЦБР от 7 июня 2010 г. N 2464-У "О депозитарном учете федеральных государственных ценных бумаг Российской Федерации при их использовании для повышения капитализации банков"
    Определено, как производится депозитарный учет федеральных государственных ценных бумаг, если они используются для повышения капитализации банков.
    Для учета облигаций федерального займа, вносимых по договору мены для оплаты привилегированных акций банка, размещаемых им в рамках повышения капитализации, открываются 2 раздела: "Для повышения капитализации банков" эмиссионного счета "депо" Эмитента; "Блокировано для повышения капитализации банка" счета "депо" владельца-банка.
    При передаче облигаций их переводят из первого раздела на второй.
    Перевод из второго раздела на основной раздел счета "депо" владельца-банка возможен, если банк исполнил договор мены.
    Указание вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 2010 г. Регистрационный N 17800.


    Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

    Письмо Федеральной таможенной службы от 16 июля 2010 г. N 04-45/35094 "О подтверждении фактического вывоза товаров"
    С 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза. Разъяснен порядок подтверждения фактического вывоза товаров в целях применения нулевой ставки НДС.
    Если товары помещены под таможенные режимы вывоза до 1 июля 2010 г. и экспортированы через Казахстан за пределы союза либо в саму Республику, отметку о фактическом вывозе проставляют российские таможенные органы на российско-казахстанском участке госграницы. При этом дата фактического вывоза значения не имеет.
    При помещении товаров под режимы вывоза после 1 июля 2010 г. факт вывоза подтверждается в порядке, аналогичном вывозу товаров с территории Союзного государства России и Беларуси. При экспорте через Казахстан отметка ставится пограничными таможенными органами этой страны.
    Формировать архив документов о вывозе товаров через Казахстан и рассылать их по запросам поручено Оренбургской таможне.


    Стандартизация, сертификация, качество продукции, защита прав потребителя

    Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент на молоко и молочную продукцию"
    Скорректирован перечень продукции, подпадающей под действие техрегламента. Уточнены определения молокосодержащего и кисломолочного продуктов, айрана, зерненого творога, пломбира и др. Установлены требования к таким продуктам, как сырое обезжиренное, обогащенное, сгущенное с сахаром цельное и обезжиренное молоко, сгущенные с сахаром и сухие сливки.
    Срок хранения сырого молока (при соблюдении температурного режима) увеличен с 24 до 36 часов. Исключение - сырое молоко для производства детского питания, которое может храниться не более суток.
    Разрешено использовать пищевые добавки и ароматизаторы при производстве национальных молочных составных продуктов.
    Уточнены требования к производству, маркировке и реализации молока и молочной продукции. Особое внимание уделено качеству и безопасности продуктов детского питания на молочной основе.
    Усовершенствован государственный контроль за соблюдением требований техрегламента. От обязательного подтверждения соответствия техрегламенту освобождено сырое молоко и молочная продукция непромышленного производства, продаваемые гражданами на рынках.
    Пересмотрены допустимые уровни содержания потенциально опасных веществ и микроорганизмов в молоке и молочной продукции. Так, в сыром молоке и продуктах его переработки могут присутствовать антибиотики (что ранее не разрешалось).
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.


    Промышленность, топливно-энергетический комплекс

    Федеральный закон от 26 июля 2010 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 14 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    Поправки призваны повысить взрывобезопасность при добыче (переработке) угля (горючих сланцев).
    Для этого должны проводить вентиляцию шахт и дегазацию. Последняя представляет собой извлечение и вывод взрывоопасных газов с целью снизить их содержание в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до допустимых норм.
    Условие об указанном выше снижении включено в содержание лицензии на пользование недрами.
    Правительство РФ устанавливает нормы, при превышении которых дегазация обязательна.
    Если требования по дегазации не выполняются, взимается административный штраф. С граждан - от 3 до 5 тыс. руб, с должностных лиц - от 30 до 50 тыс. руб., с организаций - от 800 тыс. до 1 млн руб.
    Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.

    Федеральный закон от 26 июля 2010 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 21 Федерального закона "Об электроэнергетике"
    Ранее было предусмотрено, что с 1 января 2011 г. прекращается право организации по управлению единой национальной (общероссийской) электросетью передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства. Речь идет о договорах "последняя миля", заключаемых с ОАО "ФСК ЕЭС".
    До 2014 г. планируется довести тарифы для населения до рыночного уровня. Цель - ликвидировать перекрестное субсидирование.
    В связи с этим до указанной даты продлен срок действия договоров "последняя миля".
    Расширены полномочия Правительства РФ. Оно устанавливает порядок согласования передачи вышеуказанных объектов в аренду территориальным сетевым организациям.

    Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении"
    Поправки связаны с принятием Закона о теплоснабжении.
    Закон об электроэнергетике теперь не распространяется на потребителей тепловой энергии.
    В отношении производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения не применяется Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
    Вносятся изменения в Закон о защите прав организаций и предпринимателей при осуществлении контроля (надзора). Так, готовность теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, муниципальных образований к отопительному периоду будут проверять ежегодно. Порядок должен устанавливаться уполномоченным федеральным органом. При этом особенности организации и проведения проверок определяются специальным законом.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Исключение - поправки к Закону об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Эти изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

    Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении"
    Цель закона - урегулировать отношения, возникающие в связи с производством, передачей и потреблением теплоэнергии (мощности) и теплоносителя.
    В качестве теплоснабжающей организации выступает лицо, имеющее в собственности (на ином основании) источники энергии или тепловые сети.
    Потребители, в том числе застройщики, желающие подключиться к системе теплоснабжения, должны заключать договоры и вносить регулируемую плату.
    Установлен исчерпывающий перечень регулируемых тарифов на товары и услуги в сфере теплоснабжения. Цены на иные виды товаров и услуг определяются сторонами.
    Тарифы могут быть одноставочными, двухставочными, дифференцироваться по видам (параметрам) теплоносителя, по группам потребителей, по зонам дальности передачи энергии.
    Определены особенности теплоснабжения многоквартирных домов. Заключается отдельный договор. В нем предусматривается поставка тепловой энергии (мощности) и теплоносителя в объемах, необходимых для предоставления коммунальных услуг.
    Количество реализуемых тепловой энергии и теплоносителя учитывается с помощью специальных приборов. Их устанавливают собственники источников или установок.
    Приборы учета в новом многоквартирном доме должен устанавливать застройщик за свой счет. Это нужно сделать до того, как получено разрешение на ввод в эксплуатацию.
    Теплоснабжающие организации должны иметь допуск к работам, которые обеспечивают функционирование систем теплоснабжения. Его выдает саморегулируемая организация. Закреплен ее статус.
    Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.

    Федеральный закон от 26 июля 2010 г. N 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения устойчивого и надежного снабжения электрической и тепловой энергией ее потребителей"
    Цель изменений - гарантировать устойчивое обеспечение потребителей электро- и теплоэнергией.
    Собственники и иные законные владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива. Нормативы и порядок их создания и использования определит Правительство РФ или уполномоченный им орган. Кроме того, они вправе утверждать правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к отопительному сезону и технического контроля (надзора) в электроэнергетике (государственного энергонадзора).
    За нарушение нормативов, а также порядка создания и использования запасов топлива будут штрафовать: организации - в размере стоимости топлива, недостающего до выполнения норматива; должностных лиц - на 30-50 тыс. руб. Последние также могут быть дисквалифицированы на срок от 18 месяцев до 3 лет.
    Установлена административная ответственность за нарушение правил вывода в ремонт объектов электроэнергетики. Наказание может последовать, если это повлекло полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической и (или) тепловой энергии более чем на 3 календарных дня. Для должностных лиц предусмотрена та же санкция, что и за вышеуказанное правонарушение; для организаций - штраф от 0,5 до 1 млн руб.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2010 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2010 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"
    Изменения связаны с тем, что с 1 января 2011 г. утрачивает силу Закон о госрегулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию.
    В целях обеспечения дальнейшего функционирования системы тарифного регулирования вносятся поправки в Законы об электроэнергетике и об особенностях ее функционирования в переходный период.
    В Закон об электроэнергетике введены статьи, устанавливающие принципы и методы госрегулирования цен (тарифов) в этой сфере, а также соответствующие полномочия госорганов. Закреплены особенности госрегулирования платы за технологическое присоединение к электросетям. Поправками также регламентируется область госрегулирования цен (тарифов) в условиях ограничения или отсутствия конкуренции, а также на оптовых и розничных рынках.
    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Исключение - положение о том, что владельцы некоторых объектов по производству электроэнергии обязаны реализовывать ее только на оптовом рынке (за исключением случаев, установленных Правительством РФ). Речь идет об объектах, которые присоединены к Единой энергосистеме России и установленная генерирующая мощность каждого из которых равна 25 МВт или превышает это значение. Данная норма применяется с 1 января 2011 г.

    Постановление Правительства РФ от 14 июля 2010 г. N 515 "О порядке получения согласия государственного заказчика или распорядителя бюджетных средств на передачу права на единую технологию гражданского назначения, созданную за счет бюджетных средств или с их привлечением, для использования на территориях иностранных государств"
    Если обладатель прав на единую технологию, созданную за счет бюджетных средств или с их привлечением, не может реализовать ее на практике или предоставить иным лицам для применения в России, он может передать указанные права для использования за границей. Для этого необходимо согласие госзаказчика или распорядителя бюджетных средств. Установлены правила его получения.
    Согласие получается в отношении всех результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии как единое целое.
    Для этого правообладатель представляет ряд документов. Среди них - заявление, проект лицензионного договора о передаче права, сведения, доказывающие невозможность самостоятельно применять технологию или передать ее для использования в России.
    Документы рассматриваются в течение 2 месяцев. Затем выносится письменное мотивированное решение о согласии или несогласии. Второе возможно при отсутствии надлежащих доказательств.


    Строительство, градостроительство и архитектура

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 184-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
    Уточнены некоторые положения Закона об инвестиционной деятельности в форме капвложений.
    Установлено, что государство участвует в инвестиционной деятельности путем ежегодного формирования федеральной адресной инвестиционной программы.
    Ранее речь шла об утверждении перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных нужд.


    Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание

    Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения"
    В отношении отдельной продукции могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. Причина - в течение 30 календарных дней в одном или нескольких регионах отмечен рост стоимости не менее чем на 30%.
    Речь идет о социально значимых продовольственных товарах первой необходимости. К ним относятся говядина и свинина (кроме бескостного мяса), сливочное и подсолнечное масла, сахар-песок, рис, пшено, вермишель, картофель, репчатый лук, морковь и др.
    Предельные розничные цены устанавливает Правительство РФ на срок не более 90 календарных дней.
    Предложения установить предельные цены готовит Минэкономразвития России по результатам еженедельного макроэкономического анализа.
    По соглашению сторон в цену договора поставки может включаться вознаграждение, выплачиваемое в связи с приобретением определенного количества товаров.
    Определен перечень социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых такое вознаграждение не выплачивается. Это мясо кур (тушки кур, цыплят, в т. ч. бройлеров), молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности, хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной муки и ее смеси с пшеничной со сроком годности менее 10 дней.


    Транспорт и связь

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 183-ФЗ "О внесении изменений в статьи 22 и 36 Воздушного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации"
    Государственная авиация разделена на военную (для решения задач в области обороны) и специальную (для обеспечения безопасности страны, гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, а также для решения задач в сфере внутренних дел и таможенного дела). Порядок допуска к эксплуатации государственных воздушных судов будет определять Правительство РФ (ранее это была прерогатива Минобороны России).
    Указанные меры позволят учесть специфику задач, решаемых с помощью государственной авиации в различных видах госслужбы, а также оптимизировать процесс создания и допуска к эксплуатации авиатехники спецназначения.
    Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

    Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
    Государственной компании "Автодор" предоставили право быть концедентом в отношении федеральных автодорог, по которым до вступления в силу закона Правительство РФ решило заключить концессионные соглашения.
    Расширены полномочия наблюдательного совета. Он вправе принимать решения о размещении эмиссионных ценных бумаг компании и об их выпуске (в том числе о дополнительном). Правление утверждает проспект ценных бумаг.
    Уточнен порядок передачи некоторых федеральных автодорог общего пользования.
    Предусмотрена возможность резервировать участки в границах придорожных полос для объектов дорожного сервиса в целях деятельности компании.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности положений статей 6 и 7 Закона Краснодарского края "Об организации транспортного обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования в Краснодарском крае" в связи с жалобой граждан В.А. Береснева, В.А. Дудко и других"
    Закон Краснодарского края, регулирующий отношения по предоставлению услуг такси, устанавливает следующее. Перевозчики в том числе обязаны иметь удостоверение соответствия. У водителя должны быть карточка соответствия и талон культуры обслуживания пассажиров.
    Приведенные положения неконституционны в той мере, в какой они вводят ограничение права на предпринимательскую деятельность, не предусмотренное федеральным законодательством. Фактически к перевозке пассажиров в крае допускаются только лица, имеющие указанное удостоверение.
    Регионы могут принимать законы, чтобы обеспечить общественную безопасность при перевозках населения. Однако, стремясь защитить пассажиров, субъекты Российской Федерации не должны ограничивать права и свободы предпринимателей. Подобное регулирование на региональном уровне недопустимо. Нормотворчество субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере не может выходить за рамки требований, вытекающих из федерального законодательства.
    Конституционный Суд РФ не ставит под сомнение правомочие регионов регулировать отношения в сфере предоставления услуг такси. Необходимо только, чтобы не создавались неравные условий для лиц, относящихся к одной и той же категории. Также нельзя блокировать допуск субъектов соответствующего вида деятельности на рынок таксомоторных перевозок (если иное не установлено федеральным законом).

    Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 525 "Об утверждении технического регламента о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта"
    Установлены минимальные необходимые требования безопасности к инфраструктуре ж/д транспорта (за исключением высокоскоростного (свыше 200 км/ч) и технологического).
    Они распространяются на такие ее подсистемы, как ж/д путь, электроснабжение, автоматика, телемеханика, электросвязь, а также станционные здания, сооружения и устройства.
    Требования обязательны при проектировании (включая изыскания), производстве, строительстве, монтаже, наладке, приемке и вводе в эксплуатацию объектов инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования и ж/д путей необщего пользования.
    Так, выходы на пассажирские платформы, а также с них на пешеходные мосты и тоннельные переходы должны быть оборудованы для движения людей с детскими колясками, а также для граждан с ограниченной подвижностью. Пешеходные тоннели и подземные станции должны иметь аварийные освещение и выходы.
    Предусмотрены три формы оценки соответствия объектов инфраструктуры ж/д транспорта требованиям техрегламента. Во-первых, государственная экспертиза проекта и приемка в эксплуатацию объектов, строительство которых закончено. Во-вторых, обязательное подтверждение соответствия продукции. Оно включает обязательную сертификацию и декларирование соответствия. Еще одна форма - строительный контроль. Установлен порядок их реализации.
    Соблюдение техрегламента контролируют Роспотребнадзор, Ространснадзор, Ростехнадзор, Федеральная противопожарная служба, Росстат, ФМБА России и региональные органы власти.

    Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 533 "Об утверждении технического регламента о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"
    Установлены минимальные требования безопасности в отношении высокоскоростного железнодорожного транспорта. Их нужно выполнять при проектировании, производстве, строительстве, монтаже, наладке, приемке, вводе в эксплуатацию и оценке соответствия.
    Объектами технического регулирования выступают подвижной состав и его части, выпускаемые для обращения в России, чтобы эксплуатировать на железнодорожных путях общего пользования со скоростью движения более 200 км/ч. Кроме того, подсистемы инфраструктуры (железнодорожные пути, электроснабжение, автоматика и телемеханика и т. д.), их составные части и элементы последних.
    Допустимые значения безопасности подвижного состава и объектов инфраструктуры устанавливаются в документах по стандартизации, применяемых на добровольной основе.
    На продукции должны быть хорошо различимые идентификационные и предупреждающие надписи и маркировка. Они повторяются и поясняются в руководстве по эксплуатации.
    Проектировщик (разработчик) обязан предусматривать аварийные крэш-системы, позволяющие защитить обслуживающий персонал и (или) пассажиров в случае столкновения и (или) схода состава.
    Необходимо, чтобы аварийный выход открывался усилием 1 человека.
    Предусмотрено обязательное подтверждение соответствия (сертификация, декларирование).
    Технический регламент вступает в силу через 3 года со дня официального опубликования постановления, которым он утвержден.


    Иные вопросы хозяйственной деятельности

    Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и о признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур" и части второй статьи 50 Федерального закона "Об общественных объединениях"
    Уточнен порядок использования некоммерческими организациями (НКО) наименований "Россия", "Российская Федерация", а также производных слов.
    Правительство РФ устанавливает порядок выдачи разрешений на включение в название НКО этих наименований.
    Это не касается отдельных объединений. Речь идет об общественных, имеющих статус общероссийских, и централизованных религиозных организациях, структуры которых действовали в России на протяжении не менее 50 лет. Период учитывается на момент обращения с заявлением о госрегистрации.
    Предусмотрена возможность отозвать разрешение. В этом случае НКО в течение 3 месяцев должна внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.
    Признано утратившим силу постановление Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. N 2355-1, которым урегулирован порядок использования официального наименования. Данный акт был рассчитан на временное применение.

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 173-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О пожарной безопасности"
    Органы местного самоуправления поселений и городских округов до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы обязаны принимать меры по локализации пожара.
    Установлено, что локализация пожара - это действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами.
    Ранее в законе данное определение отсутствовало. Это создавало трудности в применении вышеуказанной нормы.

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 177-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26 и 28 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации"
    Организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка возложено на аппарат Общественной палаты РФ.
    В связи с этим увеличиваются расходы на содержание аппарата палаты.

    Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения"
    В связи с реформированием системы госучреждений регламентирован порядок реализации федеральными министерствами и ведомствами полномочий учредителя в отношении подведомственных им бюджетных и казенных учреждений.
    Названные полномочия достаточно широки. Они, в частности, включают создание, реорганизацию, изменение типа и ликвидацию учреждения; утверждение его устава; назначение руководителя; формирование и финансирование госзадания на оказание госуслуг. Только с согласия учредителя бюджетное учреждение может стать участником хозяйственного общества, распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом. Казенному учреждению необходимо согласие учредителя на распоряжение любым имуществом.
    Сделки с недвижимостью, а также участие бюджетных учреждений в хозяйственных обществах согласовываются учредителем с одобрения Росимущества. Самостоятельно указанные вопросы решают лишь Минобороны России, Росморречфлот и Управление делами Президента РФ.
    Крупные сделки и сделки с заинтересованностью могут заключаться бюджетными учреждениями лишь по согласованию с учредителем (с его одобрения).
    Уточнен порядок реализации полномочий учредителя федерального автономного учреждения.
    Постановление вступает в силу с 1 января 2011 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.


    Основы государственно-правового устройства

    Федеральный конституционный закон от 22 июля 2010 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменения в статью 36 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"
    Скорректирован срок представления Госдуме отчета об исполнении федерального бюджета.
    Ранее Правительство РФ должно было направлять отчет одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
    В соответствии с БК РФ годовой отчет представляется не позднее срока внесения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
    Следует отметить, что утверждены поправки к Кодексу. Цель - создать условия для рассмотрения и принятия закона об исполнении федерального бюджета. Это нужно сделать не позднее внесения законопроекта о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
    В связи с этим закреплено, что федеральный бюджет и отчет о его исполнении должны представляться в сроки, установленные федеральным законом.
    Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Федеральный конституционный закон от 23 июля 2010 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации"
    Цель изменений - устранить неточность в части использования флага на отдельных судах при плавании, стоянке в территориальном море, внутренних морских водах либо водных путях, в порту Российской Федерации. Это те, которые применяют для торгового мореплавания и внесены в один из реестров судов России. Речь также идет о вспомогательных судах Военно-морского флота и иностранных судах.
    Исключены понятия "кормовой флаг" и "носовой флагшток" как несуществующие в практике торгового мореплавания.
    Порядок подъема Государственного флага на судах, используемых в целях торгового мореплавания, определяется в соответствии с уставом службы на судах.
    Скорректирован порядок подъема флага на вспомогательных судах.
    Уточнены название флага иностранного государства и условия подъема Государственного флага на зарубежных судах.

    Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    В России проводится реформа МВД. В связи с этим уточнен порядок прохождения службы в ОВД.
    Закреплены новые основания для увольнения сотрудника. Это возможно, если он неоднократно не исполнял служебные обязанности без уважительных причин и на него в письменной форме налагалось дисциплинарное взыскание. Поводом могут послужить подложные документы, представленные при поступлении на службу.
    Установлен исчерпывающий перечень грубых нарушений служебной дисциплины, за которые также могут уволить.
    Сотрудник считается нарушившим служебную дисциплину, если он, в частности, не соблюдал запреты и ограничения, отсутствовал на службе без уважительных причин более 4 часов подряд, потерял выданное оружие, скрыл тот факт, что ему предлагали совершить коррупционное правонарушение. Еще одно основание - виновное действие, в результате которого возникла угроза жизни и здоровью граждан.
    Урегулирован порядок освобождения сотрудника от служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью.

    Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в статью 19 Закона Российской Федерации "О милиции" и Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации"
    Поправки касаются службы в органах внутренних дел (ОВД).
    На нее не будут принимать граждан, в отношении которых уголовное преследование прекратили по ряду оснований. Речь идет о случаях, когда истекли сроки давности; уголовное дело прекращено в связи с примирением сторон (кроме дел частного обвинения); издан акт об амнистии; лицо освобождено от ответственности вследствие деятельного раскаяния.
    Сотрудников, в отношении которых уголовное преследование прекратили по указанным основаниям, предлагается увольнять.
    Подобные изменения необходимы, чтобы улучшить кадровый состав ОВД, повысить авторитет этой структуры.

    Указ Президента РФ от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"
    Согласно Закону о противодействии коррупции лица, замещающие определенные должности госслужбы, обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных, а также супругов и несовершеннолетних детей). Некоторые из таких должностей определены Президентом РФ, другие - руководителями федеральных госорганов (по своим ведомствам).
    В законе также закреплено условие, при котором определенные госслужащие в течение 2 лет с момента увольнения могут замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, отдельные функции по госуправлению которыми входили в их должностные (служебные) обязанности. Это согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов.
    Установлено, что данная норма касается лиц, занимавших вышеуказанные должности. Также закреплено, что они могут работать в поименованных организациях по гражданско-правовым договорам.
    При заключении последних и (или) трудоустройстве указанные лица должны сообщать работодателю сведения о последнем месте госслужбы. При этом необходимо соблюдать законодательство о гостайне.
    Региональным и местным органам власти рекомендовано во исполнение той же нормы закона в 2-месячный срок разработать и утвердить соответствующие перечни.


    Бюджетная система

    Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 161-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
    Скорректирован бюджет ПФР на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.
    Увеличен планируемый объем доходов в 2010 г. Он составит 4,688 трлн руб. (ранее - 4,680 трлн руб.). Возрастут расходы.
    Предельный объем профицита бюджета Фонда установлен в сумме 282,008 млрд руб. (ранее - 282,001 млрд руб.).
    Пересмотрен общий объем бюджетных ассигнований, направляемых Фондом на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2010 г. Он составит 4,2 трлн руб.
    С 23,18 до 31,97 млрд руб. увеличен объем бюджетных ассигнований на федеральную социальную доплату к пенсии.


    Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

    Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"
    Фонд в установленных решениями или поручениями Президента РФ случаях наделен правом безвозмездно передавать свои земельные участки (в том числе с расположенной на них недвижимостью) в собственность юридических лиц. Вместе с тем для эффективной реализации приоритетных проектов и программ, имеющих федеральное государственное значение, требуется вовлекать в оборот не только земельные участки, но и иное имущество Фонда. Принятый закон вносит соответствующие уточнения в полномочия Фонда и компетенцию его органов.
    Кроме того, урегулирован порядок принятия органами Фонда решений о включении в его собственность добровольных имущественных взносов, пожертвований юридических и физических лиц и иных поступлений от них.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"
    Изменения касаются земельных участков и других объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности.
    Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства представляет предложения об использовании данных объектов, обосновывающие, в частности, передачу на региональный уровень полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению ими. Уточняется, что цель этого - не только жилищное строительство, но и создание промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, размещение объектов инфраструктуры.
    Расширяется перечень передаваемых полномочий. Речь идет о тех, что связаны с предоставлением участков для создания и размещения перечисленных выше объектов. Теперь регионам могут делегировать полномочия передавать данные участки не только в собственность или аренду, но и в безвозмездное срочное пользование.
    В отношении земельных участков Фонда разрешено устанавливать сервитуты. Его Правление будет принимать решения заключить соответствующие соглашения, определять существенные условия. Предоставление сервитута отнесено к числу делегированных полномочий.
    Осуществляя последние, регионы должны соблюдать ряд ограничений. Уточняется, в каких случаях это необходимо.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


    Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

    Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    Закреплен порядок кадастровой оценки.
    Она должна проводиться по решению регионального или местного органа власти не реже 1 раза в 5 лет. Перечень объектов недвижимости формирует орган кадастрового учета.
    Исполнителю работ по кадастровой оценке потребуется застраховать ответственность на сумму не менее 30 млн руб.
    Кадастровую стоимость нужно определять в соответствии со стандартами и правилами оценки.
    По результатам кадастровой оценки составляют отчет. Необходима его экспертиза. В течение 10 рабочих дней с даты принятия отчета заказчик утверждает результаты определения кадастровой стоимости.
    В течение 5 дней после этого сведения о кадастровой стоимости и 1 экземпляр отчета направляют в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
    Информацию о кадастровой оценке публикуют и заносят в государственный кадастр недвижимости.
    Помимо этого предусмотрено, как рассматривают споры о результатах определения кадастровой стоимости.
    Положения о кадастровой оценке также закреплены в Налоговом и Земельном кодексах.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.


    Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

    Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 159-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    Уточнен размер оплаты стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей военнослужащих, сотрудников ОВД и таможенных органов.
    Максимальный размер оплаты - 10 800 руб.
    Выплаты предоставляют на каждого ребенка от 6,5 до 15 лет включительно. Речь также идет о детях, не достигших указанного возраста, но зачисленных в учреждения для обучения по программам начального общего образования.
    Максимальный размер выплаты может индексироваться.
    Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

    Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 160-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О ветеранах"
    Согласно Закону о ветеранах родители погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий имеют право на ряд мер соцподдержки. При определенных условиях такое право также дается супругам перечисленных лиц.
    Установлено, что соцподдержка предоставляется независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или зарплаты (до внесения изменений - независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка).

    Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
    Расширены полномочия федеральных органов госвласти. Они будут разрабатывать прогноз баланса трудовых ресурсов. Соответствующую процедуру определит Правительство РФ.
    Прогнозные показатели баланса позволят оценить спрос и предложение на рынке труда на долгосрочную перспективу, повысить эффективность государственной политики в данной сфере и др.

    Приказ МЧС РФ от 22 июня 2010 г. N 286 "О внесении изменений в приказ МЧС России от 30.06.2004 N 307"
    Скорректирован порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих МЧС России и сотрудников Государственной противопожарной службы.
    Так, факт гибели (смерти) удостоверяется медицинским свидетельством о смерти нового образца (учетная форма N 106/у-08, утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2008 г. N 782н).
    Максимальные размеры расходов по оплате ритуальных услуг, компенсируемых родственникам, увеличены с 8 до 10 тыс. руб. (в Москве и Санкт-Петербурге - с 11 до 16 тыс. руб.).
    Возросли и предельные расходы на изготовление и установку надгробных памятников (призванным на военные сборы, военнослужащим срочной службы, курсантам, участникам ВОВ - с 11 до 16 тыс. руб.; остальным - с 15 до 20 тыс. руб.).
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 июля 2010 г. Регистрационный N 17937.


    Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2010 г. N 170 "О внесении изменений в Порядок проведения единого государственного экзамена, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 57"
    Скорректирован порядок проведения ЕГЭ.
    Предусмотрена новая категория участников экзамена. Это граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, полученное в зарубежных образовательных учреждениях.
    Определены особенности подачи заявления на участие в ЕГЭ выпускниками с ограниченными возможностями здоровья. Так, они должны дополнительно представить оригинал или ксерокопию заключения психолого-медико-педагогической комиссии либо справки об установлении инвалидности.
    Граждане, обучавшиеся в иностранных образовательных учреждениях, подают заявление до 5 июля.
    Федеральные предметные комиссии создаются, чтобы проверить экзаменационные работы выпускников, сдававших ЕГЭ за пределами России. Они больше не разрабатывают контрольные измерительные материалы (КИМ) по каждому предмету экзамена. Из их компетенции также исключено консультирование региональных предметных и конфликтных комиссий по вопросам содержания КИМ и критериев оценивания.
    В состав региональных конфликтных комиссий дополнительно включаются представители общественных объединений и организаций.
    Пересмотрены критерии, по которым определяются количество и места расположения пунктов проведения ЕГЭ. Теперь в одном пункте должно присутствовать не менее 15 участников экзамена. Исключения - пункты, расположенные в труднодоступных и отдаленных местностях, а также в образовательных учреждениях УИС. Ранее учитывалось время доставки участников до пункта (не более часа).
    Уточнен порядок ознакомления участников ЕГЭ с его результатами. Это необходимо сделать не позднее 3 рабочих дней с момента издания акта Рособрнадзора об установлении минимального количества баллов по соответствующему предмету.
    Установлено, что неиспользованные экзаменационные материалы направляются в региональный орган в сфере образования. Там они хранятся до 31 декабря текущего года, после чего уничтожаются.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 июля 2010 г. Регистрационный N 17858.


    Оборона, воинская обязанность и военная служба

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 170-ФЗ "О внесении изменения в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"
    Установлена новая памятная дата России - 2 сентября - День окончания Второй мировой войны (1945 г.).
    В этот день представителями союзных держав (включая СССР) был подписан акт о капитуляции Японии. Напомним, что в ходе военной кампании в августе 1945 г. группировка Вооруженных Сил СССР на Дальнем востоке разгромила войска японской Квантунской армии и освободила Северо-Восточный Китай, Северную Корею, Южный Сахалин и Курильские острова.


    Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 182-ФЗ "Об упразднении некоторых гарнизонных военных судов"
    Упразднены 14 гарнизонных военных судов: Безречненский, Братский, Видяевский, Ижевский, Камень-Рыболовский, Кемеровский и Юргинский, Кировский, Курганский, Люберецкий, Пушкинский, Сертоловский, Тюменский, Черняховский.
    Их полномочия переданы соответственно Читинскому, Иркутскому, Гаджиевскому, Уфимскому, Уссурийскому, Томскому, Пермскому, Челябинскому, Рязанскому и 235-му, Петрозаводскому, Санкт-Петербургскому, Выборгскому и 224-му, Екатеринбургскому, Балтийскому и Калининградскому гарнизонным военным судам. Перечислены территории, на которые распространяется их юрисдикция.
    Это связано с тем, что в ходе реформирования Вооруженных Сил снизилась нагрузка этих судов. Дальнейшее их сохранение нецелесообразно.
    Закон вступает в силу по истечении 30 дней после даты его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок.


    Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 178-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
    Регламентирован порядок рассмотрения судами вопроса о размещении лиц, подлежащих реадмиссии, в спецучреждениях ФМС России.
    Реадмиссия - это передача одним государством другому лиц (в том числе граждан третьих стран или апатридов), чьи въезд, пребывание или проживание в первом признаны незаконными.
    Указанные дела отнесены к возникающим из публичных правоотношений.
    Территориальный орган ФМС России должен обратиться в суд по месту нахождения спецучреждения с заявлением. Оно подается в течение 48 часов с момента помещения лица туда. Заявление незамедлительно принимается к судебному производству. Возбуждая дело, судья одновременно продлевает период пребывания лица в спецучреждении на срок, необходимый для рассмотрения заявления. Последний составляет 5 дней.
    Также урегулировано рассмотрение дел о продлении содержания в указанных спецучреждениях.

    Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 2010 г. N 38 "О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия"
    Относительно участия арбитражных заседателей в деле Пленум ВАС РФ разъяснил следующее.
    Сторона может выбрать кандидатуру заседателя только на стадии подготовки к судебному разбирательству. Если суд объявил в предварительном заседании о ее окончании и назначил дело к слушанию, соответствующее ходатайство не удовлетворяется.
    Суд устанавливает сторонам срок для выбора новой кандидатуры заседателя, если после привлечения прежнего обнаружилось, что он не может участвовать в деле (из-за отвода, самоотвода, болезни, досрочного прекращения полномочий, неявки в заседание без уважительных причин и т. д.). При отсутствии таких своевременных предложений председательствующий выносит определение о замене заседателя. Новая кандидатура определяется автоматизировано путем случайной выборки или иным способом, применяемым в суде для формирования его состава.
    Также рассмотрены отдельные вопросы, возникающие при объединении дел, при участии в процессе нескольких истцов или ответчиков.
    Если соучастники не могут договориться относительно кандидатуры заседателя, председательствующий назначает его самостоятельно (также с применением автоматизированного отбора или иных способов).
    При объединении нескольких однородных дел (в которых участвуют одни и те же лица) в одно производство, они передаются судье, который раньше других принял иск. Если в каком-либо из таких дел были привлечены заседатели, они участвуют в производстве и в дальнейшем.
    Неявка заседателя без уважительной причины, повлекшая срыв заседания и нарушение сроков рассмотрения дела, - основание для прекращения его полномочий.
    После получения определения о заседании с участием заседателя он обязан в дальнейшем сам отслеживать информацию о движении дела и назначении последующих слушаний.
    Следует отметить, что 19 июля 2010 г. Советом Федерации был одобрен закон, предусматривающий внесение целого ряда изменений в АПК РФ. В их числе - поправки, касающиеся процедуры отбора кандидатур арбитражных заседателей.


    Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

    Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
    В перечень отягчающих обстоятельств поправками включено совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел.
    Установлена уголовная ответственность за умышленное неисполнение указанными лицами законного приказа начальника, в результате которого правам и законным интересам граждан или организаций, охраняемым интересам общества или государства причинен существенный вред.
    Определено, что при задержании либо заключении сотрудника органа внутренних дел под стражу об этом уведомляется его начальник.
    Закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования, а норма, касающаяся заключения под стражу, - с 10 августа 2010 г.

    Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 158-ФЗ "О внесении изменения в статью 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
    Поправки относят территориальные, в т. ч. линейные, управления (отделы, отделения) милиции к органам дознания.
    Изменения призваны устранить нарушения сроков принятия процессуальных решений. Они возникали в работе указанных подразделений (в т. ч. находящихся на значительном удалении от органа внутренних дел) из-за того, что у их руководителей не было полномочий начальников органов дознания.

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
    Изменения касаются производства дознания.
    По сложным или объемным уголовным делам оно может быть поручено группе дознавателей. Данное решение принимается начальником органа дознания.
    Состав группы дознавателей объявляется подозреваемому, обвиняемому. К ее работе допускается привлекать тех, кто осуществляет оперативно-розыскную деятельность.
    Определены основные функции руководителя такой группы. Он организует ее работу, принимает уголовное дело к производству, направляет действия других дознавателей, составляет обвинительный акт.
    Некоторые следственные действия осуществляются только с разрешения суда. Прежняя редакция УПК РФ предусматривала следующее. Соответствующее ходатайство возбуждается следователем. В исключительных случаях указанные действия можно проводить на основании постановления последнего без судебного решения. Теперь эти нормы распространяются не только на следователей, но и на дознавателей.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


    Административные правонарушения, административная ответственность

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
    Лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, запрещается эксплуатировать транспортное средство.
    Утрачивает силу норма КоАП РФ, в которой определялось, что считается опьянением. Согласно ей водитель мог управлять транспортом, если концентрация абсолютного этилового спирта составляла до 0,3 г на 1 л крови или до 0,15 мг на 1 л выдыхаемого воздуха.

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 175-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
    Внесены изменения в КоАП РФ, касающиеся отдельных правонарушений в области дорожного движения.
    Введен новый вид наказания за выезд на встречную полосу. Если это зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, в том числе фото- и киносъемки, видеозаписи, то нарушитель должен заплатить штраф в размере 5 тыс. руб.
    Указанные положения не применяются, если выезд соединен с разворотом, поворотом налево, объездом препятствия. Речь также не идет о выезде на трамвайные пути встречного направления.
    Дела о правонарушениях в области дорожного движения, зафиксированных специальными приборами, будут рассматривать по месту нахождения органа, в который поступили соответствующие материалы.
    Установлена административная ответственность за управление транспортным средством со стеклами (в том числе покрытыми прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям техрегламента о безопасности колесных транспортных средств. Нарушителей накажут штрафом в размере 500 руб.
    Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
    Ужесточена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности.
    Значительно (в 10 раз и более) увеличиваются штрафы за указанные правонарушения для должностных лиц и организаций. При этом к должностным лицам коммерческих организаций отнесены их руководители; лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции; руководители управляющих организаций, ведающие вопросами технической политики и промышленной безопасности.
    Согласно поправкам за грубое нарушение руководитель предприятия может быть дисквалифицирован на 1-2 года. Таковым считается нарушение, которое привело к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
    Контролирующим органам предоставляется право временно приостанавливать деятельность предприятий, где выявлены нарушения промышленной безопасности. Ранее такое решение мог принять только суд.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 174-ФЗ "О внесении изменения в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
    Скорректированы положения об ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
    До внесения изменений была предусмотрена ответственность за несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение порядка использования спецсчета и (или) резервирования, правил оформления паспортов сделок (ПС) либо сроков хранения учетных и отчетных документов или ПС.
    Уточнено, что ответственность наступает за несоблюдение порядка и (или) сроков представления указанных форм. Также установлено наказание за нарушение порядка и (или) сроков передачи отчетов о движении средств по счетам в банках за пределами России с банковскими документами, свидетельствующими об этом, а также подтверждающих материалов и информации при осуществлении валютных операций.
    Положения об ответственности за нарушение правил оформления и сроков хранения ПС не изменились. По несоблюдению сроков хранения учетных и отчетных материалов уточнено, что это документы по валютным операциям, а также подтверждающие. Установлена ответственность за нарушение сроков хранения информации при осуществлении валютных операций.
    Закон вступает в силу по истечении 90 дней после даты его официального опубликования.


    Международные отношения

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 179-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"
    Поправки касаются соотечественников за рубежом.
    Прежде таковыми являлись следующие лица. Российские граждане, постоянно проживающие за рубежом. Те, кто состоял в гражданстве СССР. Выходцы (эмигранты), имевшие гражданскую принадлежность к нашей стране. Потомки лиц, относящихся к перечисленным группам (кроме потомков лиц титульных наций иностранных государств).
    Определяются условия, при которых соотечественниками считаются лица (их потомки), проживающие за границей и не имеющие российского гражданства. Указанный статус признается за теми, кто относится, как правило, к народам, исторически проживающим в России. Также за лицами, сделавшими свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с нашей страной, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на ее территории. В частности, за выходцами (эмигрантами) и лицами, состоявшими в гражданстве СССР, РСФСР. Признание принадлежности к соотечественникам - акт самоидентификации. Причем он должен быть подкреплен соответствующей общественной либо профессиональной деятельностью, иными свидетельствами. Таким образом, исключается возможность автоматически причислять данных лиц к соотечественникам.
    Отменяется выдача свидетельства, подтверждающего принадлежность к последним. Оно не требовалось, если имелось российское гражданство.
    Закрепляются положения о Всемирном конгрессе и всемирных конференциях соотечественников. Конгресс - высший представительный орган, который обеспечивает взаимодействие соотечественников с российскими органами госвласти. Конференции проводятся между конгрессами.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 180-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии"
    Изменения направлены на реализацию международных договоров о реадмиссии. Под ней понимается возврат лиц, незаконно находящихся на территории государства, в страну, из которой они прибыли.
    Установлено следующее.
    Россия передает другому государству иностранцев, апатридов или принимает их в соответствии с указанными договорами на основании решения о реадмиссии. Его выносит руководитель ФМС России или его заместитель.
    Лица, которых Россия приняла или должна передать, не имеющие законных оснований пребывать (проживать) на ее территории, временно размещаются в спецучреждениях по реадмиссии. Исключение - случаи, предусмотренные федеральным законом или международным договором. Размещать в этих учреждениях на срок более 48 ч будут только по решению суда.
    Введен обязательный досмотр иностранцев (апатридов), подлежащих реадмиссии, и их вещей. Это в т. ч. касается лиц, размещаемых в спецучреждениях.
    Тех, кто принят в рамках международного договора о реадмиссии, но не имеет указанных выше оснований, будут депортировать. Речь идет о случаях, когда между Россией и государством гражданской принадлежности (постоянного или преимущественного проживания) соответствующего лица нет такого договора.
    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 


СОБЫТИЯ

  • 11 августа газета The Moscow Timesприглашает вас посетить второй семинар "Коммерческая недвижимость и налоги" в рамках Летних налоговых встреч (г. Москва). Ведущие эксперты компании "Пепеляев Групп" дадут оценку российскому законодательству в вопросах совершенствования налогового права и предложат варианты реагирования на возникающие налоговые угрозы. Мероприятие пройдет в закрытом формате.
    Подробнее

  • 12 августа в Санкт-Петербурге состоится семинар "Практика участия в электронных аукционах для госнужд. Особенности процедуры по новой редакции закона 94-ФЗ. Защита своих интересов", основной целью которого является разъяснение представителям организаций - участников размещения государственного заказа ключевых положений и нюансов нового законодательства о госзакупках в части проведения открытых аукционов в электронной форме, а также обучение навыкам работы на торговой площадке национального оператора электронных торгов ОАО "ЕЭТП".
    Узнать больше о мероприятии

  • 27-30 сентября 2010 года в Москве состоится 15-я Всероссийская конференция "Энергетика России". Тема конференции: "Развитие рыночных преобразований. Либерализация рынка электрической энергии (мощности) с 2011 года". К участию в конференции приглашаются руководители предприятий и организаций, руководители и специалисты планово-экономического отдела, договорного отдела, отдела технологического присоединения главные инженеры, главные энергетики и другие специалисты, непосредственно связанные с работой на рынке электрической энергии.
    Подробнее

  • С 29 сентября по 1 октября в Москве пройдет IV Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-learning "MOSCOW Education Online 2010". Международная конференция "MOSCOW Education Online" предоставляет возможность представителям русскоговорящего сегмента приобщиться к международным стандартам качества образования и к опыту внедрения обучения с применением технологий e-learning.
    Подробнее

  • 21 сентября в Москве пройдет III практическая конференция "МСФО в России: нововведения и практика применения". Это ежегодное событие, собирающее специалистов ведущих российских компаний из различных секторов экономики, банков и ведущих консалтинговых компаний. И объединяет их профессиональная работа по составлению и консолидации финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами IFRS и GAAP.
    Подробнее о конференции


Вопросы и ответы Правового консалтинга: Бюджетный учет от 02.08.2010

Главные новости:

.

CЛУШАЙТЕ НОВОСТИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА!

Узнавайте об изменениях в законодательстве,
не отвлекаясь от других дел

Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".

Пишите свои пожелания по рассылке редактору


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2010.   Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU

Комментариев нет:

Отправить комментарий