пятница, 7 мая 2010 г.

ГАРАНТ. Еженедельный мониторинг федерального законодательства

Новая версия системы ГАРАНТ
 ЭКСПЕРТ   2010 
Передовые технологии для профессионалов

Подключайтесь на выгодных условиях!


 

Еженедельный обзор федерального законодательства
(Выпуск от 7 мая 2010)


Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 7 мая 2010
Горячие документы | Бизнес-справки | Аудио- и видеоматериалы | Форум юристов



Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 6 мая 2010
Горячие документы | Бизнес-справки | Аудио- и видеоматериалы | Форум юристов


  • Федеральный закон от 6 мая 2010 г. N 79-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"

    В соответствии с Законом о ветеранах ряд граждан имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Это участники и инвалиды ВОВ, в случае смерти - члены их семей, блокадники. При определенных условиях на жилье за счет государства также могут претендовать лица, работавшие в период ВОВ на объектах ПВО и строительстве военных объектов, признанные инвалидами; военнослужащие, отслужившие не менее 6 месяцев вне состава действующей армии с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. либо награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанное время.
    Установлено, что перечисленные лица обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
    Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Действие поправок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 320, части второй статьи 327 и статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Е.В. Алейниковой и общества с ограниченной ответственностью "Три К" и запросами Норильского городского суда Красноярского края и Центрального районного суда города Читы"

    Оспаривались нормы, закрепляющие механизм реализации права апелляционного обжалования решений мировых судей и полномочия суда при рассмотрении апелляционных жалоб.
    Эти положения признаны неконституционными в той мере, в какой они не позволяют лицам, о правах и об обязанностях которых мировой судья принял решение, обжаловать его в апелляционном порядке, если они не участвовали в деле.
    Также нормы противоречат Конституции РФ в части полномочий суда при отмене решения мирового судьи. Речь идет об отмене указанного судебного акта из-за рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте судебного заседания. В такой ситуации суд лишен права направить дело на новое рассмотрение мировому судье в качестве суда первой инстанции.
    В отношении кассационного обжалования КС РФ ранее уже сформулировал правовую позицию. Исходя из ее содержания, суд второй инстанции в любом случае обязан отменить решение суда первой инстанции (независимо от доводов кассационной жалобы), если суд первой инстанции разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
    Как указал КС РФ, содержание права на обжалование решения мирового судьи в апелляционном порядке, по сути, равнозначно содержанию права на обжалование решения суда первой инстанции в кассационном порядке.
    Это обусловливает и необходимость предоставления равного уровня процессуальных гарантий лицам, не привлеченным к участию в деле, чьи права нарушены судебным постановлением, вне зависимости от того, вынесено оно мировым судьей или иным судом общей юрисдикции, действующим в качестве суда первой инстанции. Иное вело бы к недопустимому ограничению права на судебную защиту.
    Законодателю указано на необходимость внесения соответствующих изменений в ГПК РФ.
    До их внесения мировые судьи не вправе возвращать апелляционные жалобы не привлеченных к участию в деле лиц, требующих отмены решения мирового судьи из-за того, что разрешен вопрос об их правах и обязанностях.
    Кроме того, апелляционные суды вправе отменить решение мирового судьи, который рассмотрел дело в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных о времени и месте заседания, или разрешил вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, и направить дело мировому судье на новое рассмотрение.

  • Указание ЦБР от 29 апреля 2010 г. N 2439-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

    6 мая 2010 г. в "Вестнике Банка России" опубликовано указание Центробанка, согласно которому с 30 апреля 2010 г. ставка рефинансирования ЦБР уменьшается с 8,25 до 8% годовых.
    Последний раз она снижалась с 29 марта 2010 г. на 0,25 процентного пункта.
    Указание вступает в силу со дня его подписания.


Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 5 мая 2010
Горячие документы | Бизнес-справки | Аудио- и видеоматериалы | Форум юристов


  • Федеральный закон от 5 мая 2010 г. N 78-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 65 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

    Уточнены некоторые положения Закона о внесении изменений в Закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ и отдельные нормативные акты.
    Ранее предусматривалось, что до 31 декабря 2010 г. включительно наблюдательный совет вправе увеличивать лимиты финансовой поддержки за счет средств Фонда регионам, в которых имеются монопрофильные муниципальные образования. Это касается капремонта многоквартирных домов.
    Согласно изменениям средства Фонда будут направляться не только на указанные цели, но и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территориях таких муниципальных образований.
    Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.
    Предусмотрена возможность проводить открытые аукционы в электронной форме при размещении заказов для региональных или муниципальных нужд. Операторы определяются Правительством РФ.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  • Федеральный закон от 5 мая 2010 г. N 77-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

    Уточнены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
    До 1 января 2012 г. продлевается срок полной ликвидации перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги в регионах и муниципальных образованиях.
    Чтобы воспользоваться этим правом, регионы и муниципальные образования должны отвечать критериям, установленным наблюдательным советом Фонда.
    Изначально предполагалось, что перекрестное субсидирование будет ликвидировано к 1 января 2011 г.
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  • Федеральный закон от 5 мая 2010 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

    Ряд изменений УК РФ не нашел своего отражения в УПК РФ. В связи с этим в кодекс внесены поправки, устанавливающие подсудность некоторых категорий дел.
    К подсудности мировых судей отнесены дела по нарушениям ПДД в состоянии опьянения, повлекшим по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, и заведомо ложным доносам о совершении преступления, соединенным с обвинением лица в тяжком или особо тяжком преступлении.
    Также определена подсудность дел об изнасилованиях несовершеннолетних, потерпевших, не достигших возраста 14-ти лет, а также повлекших по неосторожности тяжкие последствия или смерть потерпевшей. Эти дела будут рассматривать суды субъектов Российской Федерации.

  • Федеральный закон от 5 мая 2010 г. N 75-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 17 Федерального закона "Об обороне"

    Усовершенствован механизм планирования оперативного оборудования территории России.
    Ранее Закон об обороне предусматривал, что уполномоченные госорганы готовят и реализуют федеральную государственную программу оперативного оборудования территории России.
    Однако реализовать указанные положения не представляется возможным. В законодательных и иных актах отсутствуют нормы о разработке федеральных госпрограмм, их статусе, структуре и содержании.
    В качестве инструмента для подготовки страны к обороне реализуется утвержденный Президентом РФ План оперативного оборудования территории Российской Федерации на 2006-2010 гг.
    Таким образом, страна готовится к обороне в рамках этого плана.
    В связи с этим из закона исключены положения об утверждении и разработке программы. Вводятся нормы о планировании оперативного оборудования территории страны.

  • Федеральный закон от 5 мая 2010 г. N 74-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"

    С 73 до 76 увеличено число мировых судей и соответствующее ему количество судебных участков в Брянской области.
    Изменения обусловлены тем, что с 1 января 2007 г. судебные участки мировых судей должны создаваться из расчета численности населения на 1 участке от 15 до 23 тыс. человек. Ранее - от 15 до 30 тыс. человек.

  • Федеральный закон от 5 мая 2010 г. N 73-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики о воздушном сообщении"

    Ратифицировано межправительственное соглашение России и Гонконга о воздушном сообщении.
    В частности, определено, что на установленных маршрутах назначенные авиапредприятия сторон могут пролетать над их территориями без посадки, а также совершать посадку на такую территорию с некоммерческими целями. При эксплуатации договорных линий по установленным маршрутам такие предприятия также смогут совершать посадку в определенных пунктах для погрузки и выгрузки пассажиров и груза, включая почту, перевозимых раздельно или комбинировано. Такие пункты определяются авиационными властями сторон.
    Предусмотрено избежание двойного налогообложения доходов, полученных авиапредприятиями сторон от эксплуатации и отчуждения воздушных судов, используемых в международных перевозках, а также капитала и имущества таких авиапредприятий.

  • Федеральный закон от 5 мая 2010 г. N 72-ФЗ "О ратификации Соглашения о Секретариате Комиссии таможенного союза"

    Ратифицировано Соглашение о Секретариате Комиссии таможенного союза. Оно подписано 12 декабря 2008 г. в Москве.
    Секретариат организует работу Комиссии и Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества - высшего органа таможенного союза. Также он занимается информационно-техническим обеспечением их деятельности.
    Соглашение содержит ряд иных правил, чем предусмотрены российским законодательством. Так, должностные лица и сотрудники Секретариата в период работы не вправе заниматься коммерческой или любой другой (кроме научной, преподавательской, творческой) деятельностью в интересах выгоды.
    На должностных лиц и сотрудников Секретариата распространяются привилегии и иммунитеты, установленные Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 г.
    Кроме того, зарплата данных лиц не облагается налогами. При ввозе имущества для первоначального обустройства они не уплачивают таможенные платежи.
    Сотрудники Секретариата не подпадают под юрисдикцию судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении служебных функций. На них не распространяются ограничения по иммиграции и регистрации в качестве иностранцев.

  • Федеральный закон от 4 мая 2010 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"

    Верхний предел государственного внутреннего долга России на 1 января 2011 г. повышается на 51,3 млрд руб. Это обусловлено, в том числе, увеличением общего объема предоставляемых госгарантий.
    С 10 до 15 млрд руб. выросла сумма гарантирования по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов на территории Чечни.
    Предусмотрены новые госгарантии. Так, 3 млрд руб. выделяется по кредитам и займам, привлекаемым государственной компанией "Российские автомобильные дороги"; 46,3 и 21,5 млрд руб. - по облигационным займам ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и "Оборонпром".
    За счет неиспользованного в 2009 г. объема средств со 100 до 175 млрд руб. увеличена сумма госгарантий, предоставляемых в 2010 г. по займам на реализацию инвестиционных проектов. При этом уточняется форма заимствования - гарантируются не только облигационные займы, но и кредиты. Обеспечивается как возврат суммы кредита, так и уплата процентов по нему.
    По некоторым направлениям объемы госгарантий сокращены. В частности, исходя из результатов исполнения федерального бюджета за 2009 г. со 100 до 47 млрд руб. уменьшена сумма гарантий по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями ОПК.
    С 20 до 30 лет продлен срок погашения внешних заимствований Российской Федерации на международных финансовых рынках в 2010-2012 гг.
    В 2010 г. Правительству РФ разрешается направить до 676 млн долл. США на приобретение акций совместного российско-индийского предприятия "Система Шиям Телесервисез Лтд".
    Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

  • Федеральный закон от 4 мая 2010 г. N 70-ФЗ "О внесении изменения в статью 104 Жилищного кодекса Российской Федерации"

    Внесены изменения в ЖК РФ.
    Установлено, что служебные жилые помещения могут предоставляться гражданам не только в виде отдельной квартиры, но и в виде жилого дома.

  • Инструкция ЦБР от 2 апреля 2010 г. N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"

    Установлен новый порядок принятия ЦБР решений о госрегистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций.
    Кредитные организации создаются на основе любой формы собственности как хозяйственные общества (АО, ООО или общество с дополнительной ответственностью).
    Их учредителями могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников в течение первых 3 лет со дня его госрегистрации.
    Приводятся перечни документов, представляемых для госрегистрации и получения лицензии. При госрегистрации Банк России рассматривает документы в срок не более 6 месяцев с даты их представления в территориальное учреждение ЦБР по предполагаемому местонахождению учреждаемой организации.
    Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования. С той же даты утрачивает силу ранее применявшаяся инструкция.
    Следует учитывать, что порядок выдачи лицензий кредитным организациям, производство по делу о банкротстве которых прекращено в связи с погашением их обязательств по решению учредителей (участников) или третьих лиц, установлен положением ЦБР от 11 августа 2005 г. N 275-П.
    Особенности госрегистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями устанавливаются иными нормативными актами Банка России.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 апреля 2010 г. Регистрационный N 16965.


Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 4 мая 2010
Горячие документы | Бизнес-справки | Аудио- и видеоматериалы | Форум юристов


  • Федеральный конституционный закон от 30 апреля 2010 г. N 3-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 24 и 26 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации"

    Уточнены полномочия арбитражных и военных судов. Это обусловлено принятием Закона о компенсации за нарушение права на судопроизводство или исполнение судебного акта в разумный срок.
    Согласно изменениям указанные суды уполномочены рассматривать заявления о присуждении компенсации.
    Федеральный конституционный закон вступает в силу с 4 мая 2010 г.

  • Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"

    Вносимые изменения обусловлены введением компенсации за нарушение разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов.
    В АПК РФ и ГПК РФ закреплены правила, по которым рассматриваются дела о присуждении компенсации. В качестве первой инстанции по таким делам выступают федеральные арбитражные суды округов, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При подаче заявления о присуждении компенсации с физлиц взимается госпошлина в размере 200 руб., с организаций - 4 000 руб.
    Установлены критерии, с учетом которых определяется разумность сроков. Это сложность дела; поведение участников процесса; достаточность и эффективность действий суда (по уголовным делам - также прокурора, следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания, начальника подразделения дознания). Учитывается и общая продолжительность разбирательства.
    При затягивании процесса заинтересованное лицо вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела.
    Срок давности привлечения к административной ответственности по делам, которые рассматриваются судьей, теперь составляет не 2, а 3 месяца. Срок рассмотрения таких дел увеличен с 15 дней до 2 месяцев. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судом в двухмесячный срок (ранее - в течение 10 дней).
    Увеличены некоторые арбитражно-процессуальные сроки. С 2 до 3 месяцев продлен срок рассмотрения дел об оспаривании правовых актов, решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, а также о взыскании обязательных платежей и санкций; с 1 до 3 месяцев - срок рассмотрения заявлений об отмене решения третейского суда и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение такого решения, о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения. Срок рассмотрения кассационной жалобы увеличен с 1 до 2 месяцев. Дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются судом 2 месяца (ранее - 15 дней). Срок рассмотрения дел об оспаривании решений органов о привлечении к административной ответственности теперь составляет 2 месяца (вместо 10 дней). Предусмотрена возможность продления до 6 месяцев срока рассмотрения дел в первой инстанции, а также дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, апелляционной и кассационной жалоб. Такое решение может принять председатель арбитражного суда на основании мотивированного заявления судьи в связи с особой сложностью дела или значительным числом участников арбитражного процесса.
    Федеральный закон вступает в силу с 4 мая 2010 г. Изменения в НК РФ, устанавливающие размеры госпошлин, вводятся в действие по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона.

  • Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок"

    Закреплены общие правила присуждения компенсации за нарушение прав на судопроизводство или на исполнение судебного акта в разумные сроки.
    Цель - выполнить требования Европейского Суда по правам человека. Он считает, что необходимо создать эффективное средство защиты от несоблюдения разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов. Таковым следует считать комплекс мер, которые помогут предотвратить нарушения указанных прав. Об этом, в частности, говорилось в постановлении от 15 января 2009 г. по делу "Бурдов против Российской Федерации, N 2".
    Обратиться с заявлением о присуждении компенсации может заинтересованное лицо, претерпевшее неблагоприятные последствия в связи с нарушением указанных прав. Оно подается в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд.
    Заявление может быть подано в следующие сроки: в течение 6 месяцев со дня, когда вступил в силу последний судебный акт, принятый по делу, по которому допущено нарушение; до окончания производства по делу, по которому допущено нарушение, если оно рассматривалось более 3 лет и подавалось обращение ускорить его рассмотрение.
    Компенсация присуждается в денежной форме. Ее размер зависит от требований заявителя, обстоятельств дела, длительности нарушения и последствий. Также будет учитываться практика Европейского Суда по правам человека.
    Предусмотрены некоторые ограничения при предоставлении рассматриваемой выплаты. Например, нельзя получить одновременно компенсацию морального вреда, причиненного указанными нарушениями.
    Федеральный закон вступает в силу с 4 мая 2010 г.

  • Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2010 г. N 291 "О ставках вывозных таможенных пошлин при поставках газа с территории Российской Федерации на территорию Украины"

    На период 2010-2019 гг. определен порядок расчета ставок таможенных пошлин, применяемых при поставках природного газа из России в Украину.
    Если контрактная цена газа (в долл. США за тыс. куб. м) с учетом низшей теплотворной способности (Рх) ниже 100/Тр (где Тр - действующая ставка пошлины в процентах, деленная на 100%), применяется ставка в размере 0%. Если же Рх превышает показатель 100/Тр или равен ему, применяется ставка в размере Тр х Рх - 100 (в долл. США за тыс. куб. м).
    В 2010 г. данный порядок распространяется на годовые поставки в объеме до 30 млрд куб. м, в 2011-2019 гг. - в объеме до 40 млрд куб. м. Поставки свыше этих объемов облагаются пошлиной в полном размере.
    Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2010 г.


СОБЫТИЯ

  • Первый Российский форум по управлению Интернетом, организованный Координационным центром национального домена сети Интернет при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, состоится 13-14 мая 2010 г. в Экспоцентре на Красной Пресне.
    Подробнее

  • 26 мая в Москве состоится круглый стол "Внедрение СПО в государственном секторе". Участники круглого стола обсудят правовые, экономические и социальные аспекты перехода на свободное программное обеспечение (СПО) и его использования в повседневной деятельности органов государственной и муниципальной власти и бюджетных учреждений; зарубежный опыт правового регулирования в сфере использования СПО и возможность его применения в России; практические правовые аспекты перехода на СПО и его использования в России.
    Подробнее

  • 24-25 мая в Москве состоится ежегодный Конгресс профессиональных бухгалтеров и аудиторов Московского региона – 2010 на тему "Роль и место бухгалтерского учета в условиях модернизации экономики". Организатор: Институт профессиональных бухгалтеров Московского региона. На Конгрессе будет работать выставка "Новое в бухгалтерском учете и аудите".
    Узнать больше о конгрессе

  • 25 мая 2010 года состоится II ежегодный деловой форум "Развитие малого и среднего бизнеса". Темы для обсуждения: государственные программы развития малого и среднего предпринимательства и ожидания бизнеса, объемы и формы государственной поддержки сектора в ближайшие годы, вопросы налогообложения: достаточны ли принятые меры для стимулирования активности предпринимателей и др.
    Узнать больше о форуме


Вопросы и ответы Правового консалтинга: Налоги и налогообложение от 07.05.2010

Главные новости:

Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".

Пишите свои пожелания по рассылке редактору


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2010.   Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU

Комментариев нет:

Отправить комментарий