понедельник, 9 июля 2012 г.

ГАРАНТ. Самые важные документы недели от 09.07.2012

ГАРАНТ. Самые важные документы недели от 09.07.2012
Горячие документы | Бизнес-справки | Информация Минфина | Аудио и видео | Форум юристов

Совместно
с Министерством юстиции РФ

Проект по мониторингу правоприменения действующего законодательства


Версия от 07 июля 2012 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Лицензирование отдельных видов деятельности
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Тарифы и цены
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Строительство, градостроительство и архитектура
Транспорт и связь
Основы государственно-правового устройства
Бюджетная система
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Административные правонарушения, административная ответственность

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Федеральный закон от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"

НК РФ и Закон о банках: поправки.
В частности, установлен срок подачи в налоговый орган по месту нахождения организации годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это делается не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года (кроме случаев, когда организация вести бухучет не обязана).
Закреплено, что форма и форматы сообщения банка о неисполнении (в т. ч. частичном) поручения налогоплательщика или налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются ЦБР по согласованию с федеральным органом власти по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Органы, учреждения, организации и должностные лица обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физлиц. Закреплено, что данные предоставляются бесплатно.
В статье об особенностях исчисления и уплаты налога на прибыль резидентами ОЭЗ в Калининградской области закреплены особенности определения налоговой базы при реализации инвестпроекта в соответствии с Законом о названной зоне.
При ее определении учитываются доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от проводимой в связи с изменением установленного ЦБР курса инвалюты к российской валюте переоценки валютных ценностей (кроме ценных бумаг, номинированных в инвалюте), требований (обязательств), выраженных в инвалюте (кроме выданных (полученных) авансов).
Также учитываются доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей из-за отклонения курса продажи (покупки) инвалюты от курса ЦБР на дату перехода права собственности на такую валюту.
В статье об особенностях исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в России, удерживаемого налоговым агентом, расширен перечень сумм, по которым указанные обязанности не исполняются. В него включены процентные доходы по ценным бумагам государства, регионов и муниципалитетов, по обращающимся облигациям, выпущенным российскими организациями в соответствии с законодательством иностранных государств, выплаты российскими юрлицами процентных доходов по долговым обязательствам перед иностранными компаниями (при выполнении определенных условий).
В законе статья о банковской тайне изложена в новой редакции.
Поправки вступают в силу по истечении месяца со дня их официального опубликования, кроме некоторых положений, для которых установлены иные сроки.

Решение Высшего Арбитражного Суда России от 28 июня 2012 г. N ВАС-4569/12

В каких случаях допускается изменение размера налоговой базы по земельному налогу?
Заявители просят признать недействующим положение письма Минфина России в части, допускающей возможность корректировки размера налоговой базы по земельному налогу только в случаях изменения результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок или по решению суда.
ВАС РФ пояснил следующее.
Законом о государственном кадастре недвижимости предусматривается порядок исправления в этом кадастре описки, опечатки, грамматической, арифметической либо иной подобной ошибки, приведшей к несоответствию информации в кадастре сведениям в документах, на основании которых она в него вносилась.
Указанные технические ошибки, неточности в сведениях, воспроизведенных из документов, послуживших основанием для кадастрового учета, подлежат исправлению на основании решения органа кадастрового учета либо вступившего в законную силу соответствующего решения суда.
Исправление технических ошибок либо неточностей в данных, содержавшихся в документах, представлявшихся для кадастрового учета, не создает новых сведений об объекте недвижимости, а направлено на исправление недостоверной информации об уникальных характеристиках объекта недвижимости.
Кроме того, данное исправление не влечет изменения даты регистрации объекта в документах кадастрового учета и вносится обратным числом на текущую дату, в т. ч. по решению суда, установившего дату включения неточных сведений в кадастровый учет.
Таким образом, оспариваемое положение не противоречит требованиям законодательства. В связи с этим позиция заявителей по рассматриваемому вопросу признана несостоятельной.

Письмо Минфина РФ от 3 мая 2012 г. N 03-05-04-02/41 Об установлении сроков уплаты транспортного и земельного налогов для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами

Срок уплаты земельного и транспортного налога для физлиц может наступить 1 ноября.
Сроки уплаты транспортного и земельного налогов устанавливаются нормативными актами регионов и муниципалитетов соответственно.
При этом для физлиц, не являющихся ИП, срок уплаты не может быть ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с этим Минфин считает, что срок уплаты может быть определен календарной датой - 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Банковская деятельность

Приказ Минфина РФ от 10 мая 2012 г. N 58н "Об утверждении порядка отбора заявок кредитных организаций на заключение с Пенсионным фондом Российской Федерации договоров банковского депозита и порядка заключения с Пенсионным фондом Российской Федерации таких договоров"

Договоры депозита в отношении средств пенсионных накоплений, поступивших в ПФР, заключаются по итогам отбора заявок кредитных организаций.
Средства страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в течение финансового года в ПФР, могут размещаться на рублевых депозитах в кредитных организациях. Договоры депозита заключаются по итогам отбора заявок. Закреплено, как он проводится.
Кредитные организации должны соответствовать ряду требований. В частности, нужна генеральная лицензия ЦБР. Собственные средства (капитал) - не менее 5 млрд руб. Срок деятельности с даты регистрации - не менее 5 лет. Необходимо отвечать требованиям, предъявляемым к участникам системы обязательного страхования вкладов. Заключить с ПФР соглашение о размещении средств страховых взносов на депозитах.
Информация о проведении отбора публикуется на сайте Фонда.
Для каждой кредитной организации, с которой заключено соглашение, рассчитывается лимит размещения средств страховых взносов на депозитах.
Определено, как подаются заявки. По окончании их приема ПФР формирует сводный реестр заявок, удовлетворяющих установленным требованиям. Фонд определяет процентную ставку отсечения или признает отбор несостоявшимся (если заявок нет либо ставки, указанные во всех принятых заявках, ниже ставки отсечения).
Определено, как с ПФР заключаются договоры банковского депозита. Для этого ПФР направляет оферту, содержащую электронную подпись уполномоченного лица Фонда. Уполномоченное лицо кредитной организации также проставляет электронную подпись. Оферта возвращается в ПФР.
Приведены формы необходимых документов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июня 2012 г. Регистрационный N 24715.

Положение Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств"

Устанавливаются новые правила денежных переводов.
Положение устанавливает новые правила перевода денежных средств ЦБР, кредитными организациями в России в рублях. Это связано с принятием Закона о национальной платежной системе. Положения ЦБР о безналичных расчетах в России, о порядке их осуществления физлицами утрачивают силу.
Новое положение касается всех клиентов кредитных организаций (как физических, так и юридических лиц). Оно распространяется на перевод денежных средств с участием Внешэкономбанка.
Банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия последних на основании распоряжений о переводе.
Предусмотрены следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями; по аккредитиву; инкассовыми поручениями; чеками; перевод денежных средств по требованию получателя - прямое дебетование (ранее были платежные требования); перевод электронных денег (прежде это не предусматривалось).
При переводе денежных средств в качестве промежуточных этапов выделяются и операции с наличными (напр., выдача получателям-физлицам и прием от плательщиков-физлиц).
Прежнее положение о безналичных расчетах в т. ч. регламентировало расчеты через корреспондентские счета (субсчета) кредитных организаций (филиалов), открытые в ЦБР. Через корреспондентские счета в других кредитных организациях и счета межфилиальных расчетов. Приводился рекомендуемый порядок отражения основных операций в бухучете кредитных организаций при совершении расчетов через счета "ЛОРО", "НОСТРО" и через счета межфилиальных расчетов. В новом положении подобных разделов нет.
Предусмотрено, что банки утверждают внутренние документы, содержащие порядок составления распоряжений о переводе, их приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования), исполнения.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования, за некоторыми исключениями. Глава 3, которая посвящена особенностям выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы, вступает в силу с 1 января 2013 г. Требования, определяющие максимальное количество символов в реквизитах платежного, инкассового поручений, платежных требования, ордера, составляемых в электронном виде, - с 1 апреля 2013 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июня 2012 г. Регистрационный N 24667.

Указание Банка России от 29 июня 2012 г. N 2843-У "О размере процентных ставок по депозитным операциям Банка России"

Депозит ЦБР на стандартном условии "том - 1 месяц": ставка.
Установлено, что фиксированная процентная ставка по депозитной операции ЦБР на стандартном условии "том - 1 месяц" составляет 4% годовых.
Указание вступает в силу со дня подписания. Ставка применяется начиная со 2 июля 2012 г.

Указание Банка России от 19 июня 2012 г. N 2836-У "Об устанавливаемых Банком России требованиях к значимой платежной системе"

Банком России установлены требования к значимой платежной системе.
Законом о национальной платежной системе определены требования к значимой платежной системе. В нем перечислены требования, которые Банк России устанавливает к системно значимой, а также социально значимой платежным системам.
Операторы и системно значимой, и социально значимой платежных систем обязаны обеспечить соблюдение всех соответствующих требований, предусмотренных законом, в течение 90 календарных дней с даты получения уведомления Банка России о признании системы значимой.
Требования Банка России к значимой платежной системе применяются по истечении 90 календарных дней с момента получения ее оператором указанного уведомления.
Определены требования ЦБР к финансовой устойчивости расчетного центра системно значимой платежной системы. Для банков-участников системы страхования вкладов - это отсутствие факта несоответствия требованиям к участию в этой системе.
В отношении остальных банков, а также расчетных небанковских кредитных организаций речь идет об отсутствии в совокупности за 6 операционных дней и более в течение любых 30 последовательных операционных дней фактов нарушения обязательных нормативов, установленных следующими инструкциями ЦБР. Для банков - от 16 января 2004 г. N 110-И, для организаций - от 26 апреля 2006 г. N 129-И. И те, и другие должны соблюдать нормативы, определенные для кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, в инструкции от 31 марта 2004 г. N 112-И.
Требования Банка России к управлению рисками расчетным центром значимой платежной системы - это те, которые установлены к порядку обеспечения и показателям бесперебойности функционирования платежных систем и методикам анализа рисков в таковых (положение ЦБР от 31 мая 2012 г. N 379-П).
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июня 2012 г. Регистрационный N 24666.

Лицензирование отдельных видов деятельности

Постановление Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 648 "О лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции"

Лицензии на перевозки этилового спирта автотранспортом выдаются Росалкогольрегулированием, ж/д, внутренним водным и морским - Ространснадзором.
Установлено, что перевозки этилового спирта (в т. ч. денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции осуществляются следующим образом.
Они выполняются автотранспортом на основании выданных Росалкогольрегулированием лицензий на перевозки указанной продукции. Ж/д, внутренним водным и морским транспортом на основании предоставленных Ространснадзором лицензий на перевозки опасных грузов. Воздушным транспортом по выданным Росавиацией лицензиям на перевозки грузов (кроме случая, когда эта деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юрлица или ИП).
Закреплено, как выдаются лицензии на перевозки автотранспортом названной продукции. Порядок не распространяется на перевозку автотранспортом продукции, помещенной под процедуру таможенного транзита.
Названные разрешения предоставляются на перевозки этилового спирта (в т. ч. денатурата), нефасованной спиртосодержащей пищевой или непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции.
Лицензии выдаются при соблюдении следующих условий. В частности, у соискателя в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении должны быть автотранспортные средства, оборудование для учета объема перевозок, необходимые технические средства. Для таких перевозок должен использоваться транспорт, оборудованный опломбированными лицензиатом емкостями (цистернами).
Лицензия выдается на срок, указанный соискателем, но не более чем на 5 лет.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2012 г.

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2012 г. N 635 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности"

Акты Правительства РФ приведены в соответствие с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности.
В некоторые постановления Правительства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности внесены коррективы.
Речь идет о неотложных мерах по предотвращению подделки бланков ценных бумаг, применяемых в нашей стране. Ранее они касались юрлиц, у которых были лицензии на производство бланков ценных бумаг, на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в т. ч. названных бланков, а также торговли указанной продукцией.
Теперь эти меры актуальны для организаций, которые имеют лицензии на производство и реализацию защищенной от подделок полиграфической продукции.
Изменения также затронули правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в России. Они обязывают абонента учитывать полученную питьевую воду и сбрасываемые сточные воды.
Установлено, что соответствующие средства измерений должны быть проверены и опломбированы юрлицами и ИП, аккредитованными в области обеспечения единства измерений (прежде - организацией, имеющей лицензию).
Как и раньше, абонент может поручить эксплуатацию узла учета по договору специализированной организации. Однако исключено условие о том, что последняя должна получить соответствующее разрешение (лицензию).
Абонент вправе выбирать организации для производства работ по присоединению к системам водоснабжения и (или) канализации, а также по устройству узла учета (ранее - еще и для осуществления технического надзора за строительством). Исключено упоминание о том, что у данных юрлиц должны быть лицензии на эти виды работ.
Кроме того, ряд актов Правительства РФ признан утратившим силу. Среди них - положения о лицензировании строительной деятельности (1996 г.), деятельности по продаже электроэнергии гражданам (2005 г.), а также по изготовлению и ремонту средств измерений (2006 г.).

Закупки для государственных и муниципальных нужд

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2012 г. N 642 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти по ведению официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

За ведение сайта www.zakupki.gov.ru отвечают Минэкономразвития России и Федеральное казначейство.
Информация о закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юрлиц размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Речь идет о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Это также унитарные предприятия, автономные учреждения и т. д.
Указанный интернет-ресурс уполномочены вести Минэкономразвития России и Федеральное казначейство.

Тарифы и цены

Решение Высшего Арбитражного Суда России от 29 июня 2012 г. N ВАС-4747/12

Тарифы на горячую воду: законен ли порядок, в соответствии с которым они устанавливаются?
Оспаривались отдельные положения, регулирующие порядок установления тарифов на горячую воду и надбавок к ним.
Согласно этим нормам тарифы (надбавки) устанавливаются для организаций коммунального комплекса, которые непосредственно производят горячую воду (в т. ч. с использованием центральных тепловых пунктов) и оказывают услуги по горячему водоснабжению.
При этом при оказании названных услуг применяется водяная система теплоснабжения, в которой не используется сетевая вода (теплоноситель) путем ее отбора из теплосети (закрытая система теплоснабжения).
Если применяется открытая система теплоснабжения (т. е. в которой используется вся или часть указанной сетевой воды), потребители оплачивают тариф на теплоэнергию, используемую для горячего водоснабжения, а также расход теплоносителя на подогрев воды.
Как указал заявитель, данные положения незаконно обязывают при использовании открытой системы теплоснабжения включать в состав платы за горячую воду стоимость расхода теплоносителя.
ВАС РФ счел, что данные нормы противоречат законодательству, и пояснил следующее.
Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса не предусматривают, что в открытых системах теплоснабжения тарифы на горячую воду могут устанавливаются с применением такого показателя, как "расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения".
Между тем приведенные положения допускают подобное. Это свидетельствует о том, что ведомство, принимая акт, нормы которого оспариваются, превысило свои полномочия.
Ссылки на Закон о теплоснабжении несостоятельны.
Причина - этот закон будет регулировать отношения, связанные с горячим водоснабжением с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), лишь с 01.01.2013.
Кроме того, из буквального толкования оспариваемых положений следует необоснованный вывод о том, что тарифы устанавливаются только при использовании закрытой системы теплоснабжения.
С учетом этого положения в соответствующей части также признаются недействующими.

Решение Высшего Арбитражного Суда России от 26 июня 2012 г. N ВАС-2654/12

О регулировании предельных уровней тарифов на электроэнергию для населения.
Оспаривалась норма, устанавливающая предельные уровни тарифа на электроэнергию для населения и приравненных к нему потребителей по Татарстану на 2011 г. Минимальный - 243 коп./кВтч. Максимальный - 246 коп./кВтч. Заявитель полагал, что эти показатели завышены. Он ссылался на включение в тарифы, утвержденные региональным органом на 2008 г. и предыдущие годы, платы за содержание внутридомовых электросетей многоквартирных домов в размере 12% (остававшейся в распоряжении ТСЖ и управляющих компаний для оплаты содержания сетей). По мнению заявителя, в связи с отменой с 2009 г. данной 12-процентной скидки тарифы на 2009 г. и последующие годы должны были уменьшаться на величину этих 12%. ФСТ России при регулировании предельных уровней тарифа на 2011 г. использовала метод индексации ранее утвержденных региональным органом тарифов. В результате она проиндексировала стоимость обслуживания электросетей в составе установленного региональным органом тарифа на 2010 г.
ВАС РФ отклонил эти доводы и отметил следующее.
Полномочия ФСТ России устанавливать предельные уровни регулируемых тарифов на электроэнергию для населения по регионам прямо предусмотрены актом, имеющими большую юридическую силу.
При установлении тарифа для населении на 2010 г. региональный орган использовал метод не индексации, а экономически обоснованных расходов. Поэтому ссылка на то, что в регулируемый тариф, утвержденный региональным органом на 2010 г., входила стоимость содержания внутридомовых электросетей, неосновательна. При установлении предельных уровней тарифа на 2011 г. плата за содержание данных сетей, которая не была включена в тариф для населения на 2010 г., не могла быть проиндексирована в составе названного тарифа и, следовательно, не могла привести к завышению предельных уровней.

Промышленность, топливно-энергетический комплекс

Федеральный закон от 30 июня 2012 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»

При производстве столовых вин разрешено использовать концентрат виноградного сусла, а перевозчикам этилового спирта дали время на получение лицензий.
Поправки касаются производства и оборота вина, а также лицензирования перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Определение вина гармонизировано с нормами Европейского союза (ЕС). Разрешается использовать концентрированное виноградное сусло (в том числе ректификованное) при производстве столового вина для повышения содержания этилового спирта не более чем на 4% (обогащение) либо подслащивания. При обогащении его можно добавлять в виноградное сусло, подвергшееся неполному брожению, или вино, находящееся в состоянии брожения. Подслащивание допускается на любой стадии технологического процесса до момента розлива. При этом этилового спирта в столовом вине должно содержаться не более 15%.
Дело в том, что с 1 июля 2012 г. должно было вступить в силу новое определение вина. Оно не предполагало использования концентрированного виноградного сусла при производстве вина. Вместе с тем на территории ЕС это разрешено. Поправки устраняют возможные проблемы при импорте и отечественном производстве столовых вин.
Кроме того, на полгода (до 1 января 2013 г.) отложено введение лицензирования перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции крепостью более 25%. При этом выдача лицензий начинается с 1 июля 2012 г.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 656 "Об утверждении перечня пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции"

Квас, кефир, шоколад и сырокопченая колбаса хотя и содержат спирт, но к алкогольной продукции не относятся!
С 1 июля 2012 г. к алкогольной относится вся пищевая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5%. Следовательно, на ее производство, хранение, поставки и розничную продажу нужна лицензия.
Однако Правительство РФ вправе определить перечень продукции, которая хотя и содержит спирт в указанном количестве, но к алкогольной не относится. Утвержден ее список (с указанием кодов ОК и ТН ВЭД ТС).
В него включены сахаристые и мучные кондитерские изделия; шоколад и шоколадные изделия; кисломолочные продукты; сырокопченые колбасные изделия; мороженое; плодово-ягодные, овощные, взбитые замороженные фруктовые десерты, шербеты, смеси для их приготовления, сладкий пищевой лед. Кроме того, не считаются алкогольной продукцией напитки брожения и квасы, сидры, медовые вина и напитки с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2% включительно, а также напитки на пряно-ароматическом растительном сырье с аналогичным содержанием спирта.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N ВАС-4355/12

О порядке технологического присоединения к электросетям.
Оспаривались отдельные положения, регулирующие порядок технологического присоединения к электросетям.
Речь идет о присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, объектов по ее производству, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам.
Нормы оспаривались в части, предусматривающей подачу заявки на заключение договора технологического присоединения в качестве предварительного условия получения технических условий.
При этом в заявке на выдачу технических условий должны указываться максимальная мощность, сроки проектирования и поэтапного введения в действие энергопринимающих устройств.
Технические условия в составе договора выдаются в течение 30 дней.
По мнению заявителя, эти положения противоречат Градостроительному кодексу РФ.
Они возлагают при подключении к инженерным сетям объекта капстроительства обязанности, не предусмотренные законодательством.
ВАС РФ отклонил данные доводы и разъяснил следующее.
Закон об электроэнергетике предусматривает, что названное технологическое присоединение производится в порядке, установленном Правительством РФ.
Такой порядок, помимо прочего, устанавливает процедуру этого присоединения (в т. ч. перечень мероприятий, предельные сроки их выполнения; правила заключения и исполнения договора и его существенные условия).
Законодательство прямо предусматривает, что для технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителя заключается соответствующий договор.
Нормы Градостроительного кодекса РФ, на которые сослался заявитель, регулируют правоотношения, возникающие при архитектурно-строительном проектировании (которое проводится путем подготовки проектной документации).
Таким образом, данные положения и оспариваемые нормы регулируют разные сферы правоотношений.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 2012 г. N ВАС-2243/12

Отдельные нормы, содержащиеся в правилах оптового рынка электроэнергии и мощности, проверены на соответствие законодательству.
Оспаривались (в части) положения о порядке расчета и распределения величины, равной неотрицательной разности цены на мощность по итогам конкурентного отбора для покупателей зоны свободного перетока, к которой отнесено генерирующее оборудование ГЭС, расположенных во 2-й ценовой зоне, и цены на мощность, поставляемую ГЭС по договорам, заключенным с гарантирующими поставщиками в целях обеспечения потребления электроэнергии населением и (или) приравненными к нему потребителями.
По мнению заявителя, оспариваемые (в части) нормы не соответствуют механизмам определения рыночных цен на электроэнергию, складывающихся под воздействием спроса и предложения, методам госрегулирования цен на мощность, принципам организации оптового рынка.
ВАС РФ опроверг эти доводы и отказал в удовлетворении заявления. В частности, он отметил следующее.
Во 2-й ценовой зоне имеется значительный объем "дешевой" мощности от генерирующих объектов ГЭС. В результате "выбытие" какого-либо объема такой "дешевой" мощности из общего объема данного ресурса, реализуемого по результатам конкурентного отбора, обуславливает необходимость приобретения участниками оптового рынка, не заключившими соответствующие свободные договоры, "оставшегося" объема по более "дорогой" цене иных (помимо ГЭС) поставщиков. Соответственно, оставшийся объем мощности будет иметь большую совокупную стоимость единицы мощности, чем стоимость единицы мощности, определенной на момент проведения конкурентного отбора для каждого покупателя.
Экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения выработки ими электроэнергии - это один из общих принципов организации экономических отношений в соответствующей сфере. Также есть принцип, заключающийся в установлении исчерпывающего перечня методов госрегулирования. Оба принципа являются самостоятельными. Реализация второго из них не может и не должна препятствовать осуществлению первого.

Постановление Правительства РФ от 28 июня 2012 г. N 649 "О проведении экспертизы при осуществлении лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"

Как осуществляется экспертиза при лицензионном контроле за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции?
Утверждено положение о проведении экспертизы при осуществлении лицензионного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Экспертиза проводится для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний. Для этого привлекаются эксперты Росалкогольрегулирования, его территориальных органов, региональных органов исполнительной власти, иные аккредитованные эксперты. С последними заключается договор. Оплата по нему производится за счет бюджетных ассигнований.
Срок выполнения экспертизы не может превышать того, что установлен для проведения мероприятия по лицензионному контролю.
По результатам исследования составляется заключение. В частности, в нем указываются время и место проведения экспертизы, основания ее назначения, сведения об эксперте, вопросы, поставленные перед ним, основные выводы.
Сведения о выполненных исследованиях и полученные результаты вносятся в журнал учета информации о проведении экспертизы. Росалкогольрегулированию поручено утвердить форму журнала и порядок его заполнения.
После проведения экспертизы объекты хранятся в лицензирующем органе не менее 5 лет. Собственнику они не возвращаются.

Информационное сообщение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 27 июня 2012 г. "Для операторов алкогольного рынка"

Вопросы по регистрации в личном кабинете Росалкогольрегулирования можно задать по горячей линии и на официальном форуме Службы.
Росалкогольрегулирование сообщает, что декларации об объемах розничной продажи алкогольной продукции, а также производства и оборота пива и пивных напитков за I и II кварталы 2012 г. принимаются до 1 сентября 2012 г. В связи с этим организациям, осуществляющим соответствующие виды деятельности, нужно пройти процедуру регистрации в личном кабинете Службы.
Для оказания помощи в процедуре регистрации на площадке Росалкогольрегулирования организована горячая линия. Дополнительно вопросы можно задать на официальном форуме Службы.

Информационное сообщение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 июня 2012 г.  "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию"

Справка к товарно-транспортной накладной на алкоголь: пример заполнения находится на сайте Росалкогольрегулирования.
С 22 мая 2012 г. применяется обновленная форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (утверждена постановлением Правительства РФ от 2 мая 2012 г. N 422).
На официальном сайте Росалкогольрегулирования размещен пример заполнения разделов "А" и "Б" названной справки с разъяснениями.
Так, если разделы "А" и "Б" составлены до 22 мая 2012 г., их переоформлять не надо. После этой даты при последующей реализации продукции раздел "Б" заполняется по новой форме с приложением всех ранее составленных документов.
Разделы "А" и "Б" заполняются на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии.
Что касается раздела "А", в частности, отмечено следующее. В пункте 5 отражаются наименование и местонахождение организации-производителя. Если производителем продукции является обособленное подразделение, указываются его данные.
В пункте 7 российские юрлица указывают ИНН/КПП (если производителем продукции является обособленное подразделение - его КПП), организации Белоруссии - УНП, а Казахстана - РНН (БИК/ИИН).
Пункт 12 содержит номер и дату заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции покупателю.
В раздел "Б" справки сведения заносит организация-продавец. При этом соблюдаются требования к заполнению аналогичных позиций раздела "А".

Строительство, градостроительство и архитектура

Приказ Министерства регионального развития РФ от 1 июня 2012 г. N 220 "О внесении изменений в Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации"

Методика определения стоимости строительной продукции в нашей стране: что нового?
Скорректирована методика определения стоимости строительной продукции в нашей стране.
В частности, уточнено, как определяется резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
Он исчисляется исходя из итоговой суммы расчетов, предусмотренных главами 1-12 сводного сметного расчета стоимости строительства, при строительстве и реконструкции объектов капстроительства, главами 1-9 - при их капремонте.
Что касается объектов капстроительства, при строительстве, реконструкции или капремонте которых привлекаются бюджетные средства, указано следующее. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяет госзаказчик по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета.
При этом размер резерва не должен превышать 2% для объектов капстроительства непроизводственного назначения, 3% - производственного назначения, 10% - для уникальных объектов капстроительства, а также объектов атомной энергетики и космической инфраструктуры, гидротехнических сооружений 1 класса, метрополитенов.
Ранее указанный резерв определялся по итогам глав 1-12 (1-9 по объектам капремонта). Его величина для объектов соцсферы была не более 2%, для объектов производственного назначения - не более 3%.
По уникальным и особо сложным объектам строительства размер средств на непредвиденные работы и затраты допускалось устанавливать до 10% по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

Транспорт и связь

Информация Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27 июня 2012 г. "Присоединяемые к Москве территории переходят на код «495»

На территориях, присоединяемых к столице, будет действовать московский телефонный код 495.
С 1 июля 2012 г. изменяются границы между Москвой и Московской областью. Столица значительно расширяется. В ее состав включаются населенные пункты Подмосковья.
Минкомсвязь России сообщает, что на территориях, присоединяемых к Москве, изменен план нумерации местной телефонной связи. До 1 июля 2012 г. действующий там подмосковный код 496 заменяется на московский 495. При этом телефонный номер будет начинаться с цифры 8. Таким образом, номер 49634ххххх станет 49584ххххх, 49675ххххх - 49585ххххх, а 49676ххххх - 49586ххххх. Номера в коде 495, начинающиеся с 8, решено закрепить за новыми территориями Москвы.
Операторы связи должны проинформировать абонентов о замене телефонных номеров.
С 1 июля по 1 сентября 2012 г. будет действовать переходный период для замены нумерации.
С 1 июля звонки жителей новых московских территорий на московские номера (с кодами 495, 499, 498) тарифицируются как местные. При звонке на все номера в коде 496, кроме номеров формата 49634ххххх, 49675ххххх и 49676ххххх, - как междугородние.

Основы государственно-правового устройства

Федеральный закон от 29 июня 2012 г. N 96-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Изменение границ Москвы: недвижимость перерегистрируют по решению госорганов, а тарифы ЖКХ выравняют постепенно.
Внесены изменения в отдельные законодательные акты.
В частности, они касаются госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней. Так, при изменении границ между регионами, муниципальными образованиями или населенными пунктами сведения об адресе (местоположении) здания, сооружения, помещения, земельного участка вносятся в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации и без заявления правообладателя. Все необходимые коррективы делаются на основании решений органа власти.
Ставки налога на имущество физлиц в Москве и Санкт-Петербурге определяются дифференцировано в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Ставки зависят и от места нахождения имущества. Это касается объектов, расположенных в муниципальных образованиях, включенных в состав Москвы в результате изменения ее границ.
Кроме того, на отдельных внутригородских территориях, включенных в состав столицы, сохранится на период до 2 лет ЕНВД для отдельных видов деятельности.
Москва до 1 января 2025 г. имеет преимущественное право покупки участков из земель с/х назначения, которые отнесены в результате изменения ее границ к землям населенных пунктов.
При изменении границ между регионами, в результате которого место для совершения нотариальных действий нотариуса окажется на территории другого нотариального округа, действует следующее правило. Указанный нотариус совершает действия по прежнему месту деятельности.
Действующие тарифы на электроэнергию и услуги ЖКХ для населения в Москве и Московской области будут сохранены. РЭК Москвы наделена временными полномочиями по установлению тарифов на новых территориях, отличных от действующих в настоящее время в Москве, в целях их поэтапного выравнивания.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Положения о ЕНВД распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2012 г.

Решение Высшего Арбитражного Суда России от 25 июня 2012 г. N ВАС-5301/12

Контроль за деятельностью участников рынка коллективных инвестиций: пределы полномочий ФСФР России.
Общество обратилось с заявлением о признании недействующим отдельного пункта Положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов в расчете на одну акцию, утвержденного приказом ФСФР России.
В обоснование своего требования общество ссылается на то, что ФСФР России вышла за пределы своих полномочий, установив в оспариваемом пункте требование о предоставлении акционерным инвестиционным фондом или управляющей компанией паевого инвестиционного фонда в уведомительном порядке Правил определения стоимости активов названных фондов и величины обязательств, подлежащих исполнению за счет указанных активов, а также изменений в них.
ВАС РФ пришел к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Закон об инвестиционных фондах предусматривает право ФСФР России устанавливать порядок, сроки и формы представления отчетов и уведомлений, которые необходимы Службе для осуществления контроля и надзора за деятельностью указанных участников рынка коллективных инвестиций.
Закон также наделяет ФСФР России правом получать от акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевого инвестиционного фонда необходимую информацию и документы.
Предусмотренная оспариваемым пунктом необходимость представлять в ФСФР России в уведомительном порядке разработанные правила и изменения в них является одним из механизмов реализации полномочий ФСФР России по истребованию документов, подтверждающих достоверность раскрываемой информации.
На основании изложенного доводы ответчика отклонены.

Постановление Правительства РФ от 25 июня 2012 г. N 631 "О внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе"

У ФАС России появились новые полномочия.
Расширены полномочия ФАС России. Они приведены в соответствие с Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.
Так, Служба теперь утверждает порядок определения совокупной доли участия России, региона, муниципального образования и юрлиц в уставных капиталах хозяйственных обществ. Также она разрабатывает порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли участия в уставном капитале хозяйственных обществ. Указанные документы должны согласовываться с Минэкономразвития России.
Уточнено, что ФАС России ведет реестры недобросовестных поставщиков, предусмотренные Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц и Законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Ранее речь шла просто о реестре недобросовестных поставщиков.

Приказ Минюста России от 7 июня 2012 г. N 114 "Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок"

Обратиться в Минюст России можно и через Единый портал госуслуг.
Утвержден новый регламент приема граждан в Минюсте России и рассмотрения их обращений.
Обратиться в Министерство можно устно или письменно (курьером, по почте, включая электронную, или факсу), а также через Единый портал госуслуг или сайт ведомства, заполнив специальную форму. Принимаются как индивидуальные, так и коллективные заявления, предложения и жалобы. Адреса для их направления можно найти на сайте Министерства.
Отказ принять обращение недопустим. Запрещено требовать от граждан документы, не предусмотренные законом, а также те, что находятся в распоряжении других органов власти. Вместе с тем в процессе рассмотрения обращения гражданина могут пригласить на личную беседу или запросить у него дополнительную информацию. При отказе ее предоставить ответ дают на основании имеющихся материалов.
Срок рассмотрения обращения не изменился - 30 дней с момента его регистрации. При необходимости запроса дополнительной информации у других ведомств его могут продлить еще не более чем на столько же.
На "особый контроль" ставятся обращения о проявлениях коррупции со стороны гражданских служащих. Для них может быть предусмотрен иной срок рассмотрения.
Как и ранее, не даются ответы на анонимки. Однако, если в них сообщается о противоправном деянии, их передают в компетентный орган. Не отвечают на нецензурные или оскорбительные обращения, письма с угрозами. В этом случае автора уведомляют о недопустимости злоупотребления правом.
Если поступила жалоба на судебное решение, она возвращается гражданину с разъяснением порядка его обжалования. В случае, когда ответ нельзя дать без разглашения секретных сведений, лицо информируют об этом.
Прекращается переписка с гражданином, которому ранее многократно (3 раза и более) давались письменные ответы на его обращения (если не приводятся новые доводы или обстоятельства).
Отказать в рассмотрении обращения могут, если гражданин указал недействительные сведения о себе или обратном адресе; содержание некорректно; это невозможно без получения необходимых документов и подписи заявителя.
Детально прописан порядок личного приема граждан в Министерстве и его территориальных органах. Чтобы попасть к руководству, надо предварительно записаться. Сделать это можно и по телефону, а также через Интернет. Приведены график личного приема граждан в Министерстве, а также адреса и телефоны его территориальных органов.
При нарушении порядка рассмотрения обращений гражданин вправе подать жалобу в вышестоящее структурное подразделение или вышестоящему должностному лицу. Срок ее рассмотрения сокращен до 15 рабочих дней, а в ряде случаев - до 5.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июня 2012 г. Регистрационный N 24723.

Бюджетная система

Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина от 28 июня 2012 г. "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах"

Бюджетное послание Президента РФ: проблемы и задачи.
Выделены 7 проблем. Первая - значительный ненефтегазовый дефицит. Вторая - структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Это выражается в недостатке финансирования инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки. Третья - низкий уровень финансово-экономического обоснования решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Четвертая - зачастую эффективность бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему затраченных средств. Пятая - межбюджетные отношения не в полной мере настроены на стимулирование региональных и местных властей к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности; высока зависимость от финансовой помощи из других бюджетов. Шестая - бюджетная политика остается во многом неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий госорганов в этой сфере должным образом не раскрываются. Седьмая - постоянные фрагментарные изменения налогового законодательства. Постоянное ожидание таких поправок препятствует реализации долгосрочных инвестпроектов из-за низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов.
Задача бюджетной политики на 2013 г. и среднесрочную перспективу - кардинальное повышение качества стратегического управления экономикой и общественными финансами. Для этого следует исходить из 10 основных целей. Первая - бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации социально-экономической госполитики. Вторая - бюджет должен исполняться на базе госпрограмм. Третья - продуманность и обоснованность механизмов реализации и ресурсного обеспечения госпрограмм, их корреляция с долгосрочными целями социально-экономической политики государства. Четвертая - повышение качества предоставляемых населению муниципальных и госуслуг. Пятая - обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости. Шестая - установить параметры дальнейшего развития пенсионной системы, которые обеспечат ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения. Седьмая - настроить налоговую систему на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности. Восьмая - реализация нового этапа развития межбюджетных отношений в виде расширения самостоятельности и ответственности регионов. Девятая - Правительство РФ должно обеспечить постоянный доступ России на долговые рынки на приемлемых условиях, снизить стоимость заимствований и расходы по долговым обязательствам, получить допдоходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Десятая - обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2012 г. N 646 "О внесении изменений в Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"

Упрощен порядок назначения компенсации лицам, ухаживающим за нетрудоспособными гражданами.
Лицам, ухаживающим за нетрудоспособными гражданами, положена ежемесячная денежная компенсация (1 200 руб.). Она выплачивается неработающим трудоспособным гражданам, которые ухаживают за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до 18 лет либо престарелым лицом (если оно нуждается по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигло 80 лет).
Упрощена процедура назначения компенсации. Соответствующее заявление, а также согласие нетрудоспособного гражданина на осуществление за ним ухода конкретным лицом можно подать в электронной форме через Единый портал госуслуг.
Осуществляющему уход не обязательно представлять справки о неназначении ему пенсии и пособия по безработице. Эти документы запрашиваются пенсионным органом в межведомственном порядке. Прописана процедура подачи запроса.
Дополнен перечень документов, необходимых для назначения компенсации. Ухаживающий должен представить удостоверение личности, трудовые книжки (свою и того, за кем ухаживает). Чтобы исключить возможность получения 2-х компенсаций (по линии ПФР и силовых ведомств), необходима справка о ее неназначении по второму адресу. Ее получают межведомственно. Заявитель может ее представить по собственной инициативе.
Уточнен срок принятия решения о назначении компенсации (10 рабочих дней с момента приема документов) и направления извещения об отказе в этом (5 рабочих дней после вынесения соответствующего решения).
Лицо, осуществляющее уход, обязано сообщить в пенсионный орган об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты компенсации (например, выход на работу, назначение пенсии и др.). Сделать это можно и в электронной форме через Единый портал госуслуг. Аналогичным образом разрешено подавать заявление о продолжении ухода в случае перемены нетрудоспособным лицом места жительства.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2012 г.

Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"

Пленум Верховного Суда РФ дал новые разъяснения по рассмотрению споров о защите прав потребителей.
Даны новые разъяснения по рассмотрению споров о защите прав потребителей. Ранее принятое постановление Пленума ВС РФ по данному вопросу утрачивает силу (со всеми изменениями и дополнениями).
В частности, обращается внимание, что законодательство о защите прав потребителей не применяется при совершении нотариальных действий, при оказании адвокатами юридической помощи. Оно не регулирует отношения, возникающие в связи с членством в ТСЖ, жилищно-строительных, жилищных накопительных кооперативах, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях. Но указанное законодательство применяется при предоставлении этими организациями гражданам, в т. ч. своим членам, платных услуг (выполнении работ). При оказании риэлторских, а также медицинских услуг в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования.
Уделено внимание процессуальным особенностям рассмотрения соответствующих дел. Нужно помнить, что в некоторых случаях обязателен досудебный претензионный порядок урегулирования спора.
Если у потребителя отсутствует чек либо иной документ, удостоверяющий факт и условия покупки, то это не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом. В подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания. При дистанционных способах продажи товаров (заказа работ, услуг) факт покупки можно подтвердить документами, удостоверяющими перевод денег.
Размер компенсации потребителю морального вреда не может ставиться в зависимость от цены товара (работы, услуги) или суммы взыскиваемой неустойки.
За качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, отвечает туроператор, если нормативными правовыми актами не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Напр., по спорам, связанным с чартерными авиаперевозками в рамках реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор.
Закон о защите прав потребителей не предусматривает, что банк может передавать право требования по кредитному договору с потребителем лицам, не имеющим лицензии на банковскую деятельность, если иное не установлено законом или договором, содержащим данное условие, которое было согласовано сторонами при его заключении.

Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство

Постановление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2012 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности положения части десятой статьи 13 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобами граждан Г.В.Белокриницкого и В.Н.Тетерина"

Граждане не могут быть бессрочно лишены права приобретать охотничье оружие с нарезным стволом, если они ранее привлекались к административной ответственности.
Заявителями оспаривается конституционность положения Закона об оружии, согласно которому охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту при условии, что они не совершили правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия.
По мнению заявителей оспариваемое положение вводит для лиц, ранее совершивших указанные правонарушения, бессрочный запрет на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом.
КС РФ пояснил следующее.
Включая в оспариваемое положение перечень правонарушений, которые влекут запрет на приобретение указанного оружия, законодатель не уточнил вид юридической ответственности, в связи с которой назначается данная административно-предупредительная мера.
Такая неопределенность правового регулирования позволяет распространять запрет на приобретение такого оружия как на лиц, привлекавшихся к административной ответственности, так и к уголовной.
При этом данное законоположение не определяет срок, в течение которого действует такой запрет. Это позволяет рассматривать его как установленное в отношении граждан бессрочно вне зависимости от степени общественной опасности и тяжести совершенного правонарушения.
Сама по себе бессрочность не может служить основанием для признания положения несоразмерным и несправедливым. Однако такая неопределенность порождает противоречивую правоприменительную практику.
В связи с этим законодателю необходимо дифференцировать запрет на приобретение указанного оружия в зависимости от степени общественной опасности, тяжести правонарушения и сроков наказания.
Учитывая изложенное, оспариваемое положение в указанном заявителями аспекте признано не соответствующим Конституции РФ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2012 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 29, пункта 2 статьи 31 и статьи 32 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Б.Деловой"

Гражданско-правовые последствия, обусловленные психическими нарушениями, должны различаться в зависимости от характера расстройства.
Согласно ГК РФ гражданин, который из-за психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека. От имени недееспособного сделки совершает его опекун. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Приведенные взаимосвязанные положения соответствуют Конституции постольку, поскольку они направлены на защиту прав и законных интересов граждан, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими, а также других лиц и охрану иных конституционно значимых ценностей. Но эти нормы неконституционны постольку, поскольку при решении вопроса о признании гражданина недееспособным не предусматривается возможность дифференцировать гражданско-правовые последствия наличия у него психических нарушений, соразмерные степени фактического снижения способности понимать значение своих действий или руководить ими.
Признание гражданина недееспособным вследствие психического расстройства существенно меняет его правовой статус. Он на формально не определенный период считается утратившим возможность совершать гражданско-правовые сделки, исполнять обязанности и отвечать за свои действия. Между тем психическое расстройство может по-разному отражаться на интеллектуальном и волевом уровне человека. Суды нередко признают недееспособными людей, чье заболевание не достигает той степени тяжести, при которой они не способны отдавать отчет своим действиям. Тем самым для них полностью исключается возможность самостоятельно осуществлять гражданские права. Отсутствие у данной категории граждан такой возможности ставит их в худшее положение даже по сравнению с малолетними в возрасте от 6 до 14 лет, которые могут сами совершать некоторые сделки.
Федеральный законодатель должен до 1 января 2013 г. изменить гражданско-правовое регулирование в целях наиболее полной защиты прав и интересов граждан, страдающих психическими расстройствами. До вступления в силу нового правового регулирования приведенные выше взаимосвязанные положения ГК РФ применяются в ныне действующей редакции.
Один из судей Конституционного Суда РФ заявил о частичном несогласии с постановлением по данному делу. Он выразил особое мнение.

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 мая 2012 г. N 151 Об обзоре практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с исключением участника из общества с ограниченной ответственностью

ВАС РФ обобщил практику рассмотрения споров об исключении участника из ООО.
Отмечено, что участник тоже может быть исключен, если в результате его голосования по вопросам повестки дня общего собрания ООО, а равно систематического уклонения от участия в собраниях причинен значительный вред обществу или его деятельность стала невозможной либо она существенно затруднена.
Обращается внимание, что голосование участника на общем собрании ООО может являться основанием для его исключения только тогда, когда такое голосование заведомо влекло значительные неблагоприятные последствия для общества.
Судам рекомендуется удовлетворять требование об исключении участника из ООО в связи с систематическим уклонением от участия в общих собраниях, если это влекло существенное затруднение деятельности общества или делало ее невозможной.
При этом судом должно быть установлено отсутствие уважительных причин неявки участника либо его представителя на общие собрания.
Кроме того, систематическая неявка на общие собрания может быть признана уклонением только при доказанности соблюдения процедуры проведения общего собрания, в т. ч. надлежащего извещения участника о его дате, времени и месте.
ВАС РФ также разъяснил, что неполная оплата участником ООО доли в уставном капитале не является основанием для его исключения.
Исключение же обладателя доли более 50% уставного капитала возможно только в случае, если участники общества по уставу не имеют права свободного выхода из него.

Административные правонарушения, административная ответственность

Приказ МВД РФ от 5 мая 2012 г. N 403 "О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию"

Кто в МВД России может составлять протоколы об административных правонарушениях?
Заново утвержден Перечень должностных лиц системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Перечень содержит 6 разделов: центральный аппарат; главные управления и управления на транспорте по федеральным округам; министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления по иным регионам; управления, отделы по муниципалитетам, по ЗАТО, на особо важных и режимных объектах, Управление на комплексе "Байконур"; линейные управления, отделы на ж/д, водном и воздушном транспорте; центры спецназначения.
Все должностные лица перечня могут проводить административное задержание.
Аналогичный приказ МВД России от 2 июня 2005 г. признан утратившим силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июня 2012 г. Регистрационный N 24709.


Вопросы и ответы Правового консалтинга: Бухучет и отчетность от 6.07.2012

Основное средство, находящееся в резерве, требует ремонта. Дефектный акт составлен. В дальнейшем данное основное средство будет использоваться в производственной деятельности. Как в бухгалтерском учете отражаются затраты на ремонт оборудования, находящегося в резерве?
Пункт 14 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) указывает, что изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных...Подробнее


 

Читайте новости ИА "ГАРАНТ" в Facebook и в Twitter


  


Тарифы в сфере ЖКХ выросли

С 1 июля вступили в силу новые штрафы за нарушение ПДД

Важные изменения в российском законодательстве

  • Легкий интерфейс – легкая работа
  • Правовой календарь – правовые события как на ладони
  • Основное меню подстраивается под ваc
Новая версия
ГАРАНТ ЭКСПЕРТ
До верного решения ОДИН ШАГ!

Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".


СОБЫТИЯ       

Премия за достижения в области управления человеческими ресурсами в 2012 году будет вручаться в 4х номинациях: HR-ПРОЕКТ ГОДА – 2012; HR-РУКОВОДИТЕЛЬ ГОДА – 2012; HR-КОНСУЛЬТАНТ ГОДА – 2012; ТРЕНЕР ГОДА – 2012. Подробнее

13-18 августа 2012 года пройдет семинар "Кадровое делопроизводство: подготовка к проверкам государственной инспекцией труда". Программа семинара подготовлена для руководителей и специалистов кадровых служб. Подробнее

С 14 по 18 августа в Русской Школе Управления пройдет курс повышения квалификации для корпоративных юристов: "Корпоративный юрист – инструменты правового сопровождения предприятия". Подробнее

10.12.12—14.12.12 в Москве состоится семинар "Эффективная договорная работа: актуальные вопросы реформы ГК РФ и судебной практики" Подробнее 


 

(c) ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2012. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU

Комментариев нет:

Отправить комментарий