ГАРАНТ. Юристу на досуге от 02.02.2012 Горячие документы | Бизнес-справки | Информация Минфина | Аудио и видео | Форум юристов | ||||||
| ||||||
Сегодня в выпуске:
| ||||||
Домашняя энциклопедия Права граждан при обращении в органы государственной власти и местного самоуправления Согласно Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (если иное не предусмотрено законом). Отказ в предоставлении такой информации может быть обжалован в вышестоящих органах или в судебном порядке. Административный штраф в размере от 500 до 1 000 руб. накладывается на должностных лиц за:
Если же отказ предоставить информацию или предоставленная заведомо ложная, неполная информация привели к причинению вреда правам и законным интересам граждан, то это будет расценено как преступление. Наказание за него предусматривает штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 18 месяцев либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет. Неправомерным считается требование должностного лица указать причину получения справки и назвать место ее последующего предъявления. Граждане не обязаны обосновывать перед чиновниками необходимость получения запрашиваемой ими информации (за исключением информации с ограниченным доступом, например, коммерческой или конфиденциальной). Орган, владеющий документированной информацией о гражданах, обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством РФ. С 1 января 2009 г. предусмотрено оказание гражданам и организациям государственных услуг с использованием ресурсов информационного центра через единый сайт государственных услуг в сети Интернет (портал государственных услуг). Правовой календарь Вступает в силу Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Исторические хроники Развитие русской юриспруденции в первой трети XIX века (продолжение) Статья четырнадцатая
Вопрос о разделении законов в общем их своде Сперанский считал принадлежащим к философии права - по его словам, "к такой части законоведения, в коей разум восходит к первоначальным понятиям нравственности деяний, понятиям долга, правды и справедливости (aequi et justi) и проч."*(20). "Подробное исследование сих начал, - отмечал он, - может найти приличное место в общей истории законодательства"*(21). Именно из этих начал выводилась им система Свода законов. Представляя основания общего разделения законов в составе Свода, Сперанский писал: "Два союза, два порядка отношений необходимы в государстве: союз государственный и союз гражданский. Союз государственный есть внутренний и внешний; здесь вопрос только о первом. Союз гражданский есть или семейственный, или союз по имуществам. Из союзов возникают права и обязанности. Те и другие определяются и охраняются законами. Отсюда два порядка законов: законы государственные и законы гражданские"*(22) (выделено мной. - В.Т.). В законах государственных Сперанский выделял два разряда - "по различию их предметов и начал, на коих они утверждаются". К законам первого разряда он относил те, которые "определяют существо союза государственного и прав от него происходящих". В этом разряде, отмечал он, "прежде всего представляется порядок, коим власть верховная образуется и действует в законодательстве и управлении; органы сего действия суть установления; средства, силы государственные, нарочито для сего действия предназначенные"*(23). Установления и силы государственные предполагают, в свою очередь, известную степень участия в них подданных, которая определяет их состояние. Отсюда Сперанский выводил деление государственных законов первого разряда на четыре категории: 1) "Законы Основные"; 2) "Учреждения", определяющие "состав установлений, образ и пределы их действия"; 3) "Законы Сил Государственных"*(24); 4) "Законы о Состояниях". Ко второму разряду законов государственных Сперанский относил законы, "коими союз государственный и гражданский и права, от них возникающие, охраняются в их действии мерами общего государственного порядка"*(25). Это, по его мнению, во-первых, "Законы Предохранительные", как например, Устав благочиния, или полицейской, во-вторых, "Законы Уголовные". Гражданские законы Сперанский также делил на два разряда. К первому разряду им причислялись законы, определявшие гражданские права. Это, во-первых, законы, которыми устанавливается "порядок прав и обязанностей семейственных"; во-вторых, законы, которыми устанавливается "порядок приобретения и укрепления прав в имуществах"; в-третьих, "порядок действия сих последних прав в особенном отношении их к государственному и частному кредиту, к торговле, к промышленности и проч."*(26). Отсюда Сперанский выводил три вида гражданских законов первого разряда: 1) "Законы союзов семейственных"; 2) "Общие законы об имуществах"; 3) "Особенные законы об имуществах", выступающие под названием "Законов Государственного Благоустройства или Экономии". К гражданским законам второго разряда Сперанский относил законы, охранявшие действие прав мерами порядка гражданского. Таковыми являлись, по его мнению: 1) "Законы о порядке взысканий по делам бесспорным", 2) "Законы судопроизводства общего гражданского и особенных: межевого и торгового", 3) "Законы о мерах гражданских взысканий"*(27). При этом творец свода законов признавал, что гражданские законы второго разряда тесно связаны с гражданскими законами первого разряда, а потому именно среди последних все они и должны распределяться. Общее распределение законов в составе Свода соответствовало двум главным целям, которые желали достичь его созданием: сделать более удобным применение законов при производстве дел и дать средства к систематическому их изучению, так чтобы "те же законные книги, а не две системы разные, были основанием и в отправлении дел, и в учебном образовании"*(28). Как известно, осуществленная императором Юстинианом систематизация римского права также имела две цели: Институции, Дигесты и Кодекс призваны были служить в качестве не только практических руководств для судей, но и учебных пособий для студентов, изучавших юриспруденцию*(29). Все содержание "Свода законов Российской империи" было разбито на восемь книг. Книги с первой по четвертую, заключавшие в себе государственные законы первого разряда, заняли девять томов. Книга первая (том 1, часть 1) была посвящена основным государственным законам. Книга вторая включила в себя учреждения - центральные (том 1, часть 2) и местные (том 2), а также устав о службе государственной (том 3). Книга третья охватила "законы государственных сил", а именно уставы о повинностях (том 4), уставы о податях и о пошлинах (том 5), устав таможенный (том 6), уставы монетный, горный и о соли (том 7), уставы лесной, оброчных статей и счетные (том 8). Книга четвертая была посвящена законам о состояниях (том 9). Книга пятая - законам гражданским и межевым (том 10). Книга шестая была составлена из уставов государственного благоустройства. Уставы духовных дел иностранных исповеданий, кредитный, о векселях, торговый, консульский, о промышленности, ремесленный и пробирный вошли в 11-й том Свода законов. Уставы путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, положение о взаимном страховании от огня, устав о сельском хозяйстве, положения о найме на сельские работы и о трактирных заведениях, устав о благоустройстве в казенных селениях, о казачьих селениях и о колониях иностранцев в империи составили том 12. Сперанский предполагал включить в эту книгу также уставы учебных и ученых заведений - после того как будет завершена их разработка. Книга седьмая включила в себя уставы благочиния, а именно уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный (том 13), уставы о паспортах и беглых, цензурный, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (том 14). Книга восьмая была посвящена уголовным законам и состояла из одного - 15-го по счету - тома. Объясняя смысл такого расположения правового материала в "Своде законов Российской империи", Сперанский писал: "Порядок разделения законов, принятый в Своде, соображен в главных его началах с порядком учебного их разделения. Законы государственного первого разряда представляются в книгах I, II, III и IV, и каждый их вид занимает то самое место, какое в теории ему предназначено: за Основными Законами следуют Законы Установлений, затем Уставы Управления Государственных Сил в двух книгах и потом Законы о Состояниях. Некоторые только части Учреждений отделены от общего их состава в книге I и для практического удобства размещены в книге III вместе с Уставами. За сим следовало бы приступить ко второму разряду законов государственных, к Уставам Благочиния и Законам Уголовным, но сии законы составляют общее охранение как союза государственного, так и союза гражданского. Посему надлежало прежде изложить законы, определяющие союз гражданский, и, следовательно, после первого разряда законов государственных перейти к законам гражданским - книги V и VI. Хотя законы сии делятся также на два разряда, но второй из них, содержащий в себе законы гражданского прав охранения, столько связан с первым, что отделить их без важных затруднений в практике невозможно; посему и распределены они в Своде между законами первого разряда, им соответствующими. За сим весь состав заключается законами государственными второго разряда, Законами Благочиния и Уголовными в книгах VII и IX"*(30).
Продолжение читайте в следующем выпуске рассылки... Цикл статей был опубликован в журнале "Законодательство", автор - В.А. Томсинов. О пособиях - коротко и ясно Проверьте себя Серия тестов. Тема: Выборы Президента РФ Знаете ответ? Приглашаем пройти тест! Профессиональный разговор Имущественный налоговый вычет Опросы Опрос: Каким способом Вы представляете отчетность по налогам и взносам в инспекцию и фонды? Опрос: "Сталкивались ли вы с проблемами при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда?" Опрос: "Поддерживаете ли вы возвращение графы "против всех" в избирательные бюллетени?" | ||||||
Вопросы и ответы Правового консалтинга: Налоги и налогообложение от 02.02.2012
| ||||||
| ||||||
Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство". | ||||||
СОБЫТИЯ 7 февраля в рамках ежегодной Недели Российского Бизнеса 2012 состоится Конференция «Экологическая и промышленная безопасность: роль бизнеса и государства в снижении рисков», организованная РСПП совместно с УГМК и юридической фирмой VEGAS LEX. Подробнее 21 февраля 2012 г. Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences и CNews Analytics проводят конференцию «ГЛОНАСС-2012: в поисках конкурентных преимуществ». Подробнее 21.02.12 - 26.04.12 Вечерний курс повышения квалификации "Договорное право: актуальные вопросы и судебная практика".Гостиница "Академическая", г. Москва. Подробнее 01.11.2011-26.02.2012 Межрегиональная олимпиада школьников 9-11 ФЕВРАЛЯ Екатеринбург БИЗНЕС-КУРС АРХИТЕКТУРА НАЛОГОВОЙ, ИМУЩЕСТВЕННОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: практическое пособие для бизнеса Подробнее
| ||||||
(c) ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2011. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. | ||||||
четверг, 2 февраля 2012 г.
ГАРАНТ. Юристу на досуге от 02.02.2012
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий