|
ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Горячие документы | Бизнес-справки | Медиатека | Форум юристов
Версия от 3 апреля 2010 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Ценные бумаги, рынок ценных бумаг
Стандартизация, сертификация, качество продукции, защита прав потребителя
Транспорт и связь
Основы государственно-правового устройства
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Приказ Федеральной налоговой службы от 24 марта 2010 г. N ММ-7-6/138@ "Об утверждении рекомендуемой формы сообщения организации о выборе налогового органа для постановки на учет нескольких обособленных подразделений организации, находящихся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам"
В соответствии с налоговым законодательством при выборе налогового органа для постановки на учет организацией своих обособленных подразделений необходимо представить письменное сообщение. Это касается и тех обособленных подразделений, которые находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам.
Утверждена примерная форма такого сообщения.
В нем указываются сведения об основной организации и ее обособленных подразделениях - их количество, юридический адрес, ИНН, сведения о руководителе, контактная информация и т. д.
Указание ЦБР от 26 марта 2010 г. N 2419-У "О размере процентных ставок по депозитным операциям Банка России"
С 29 марта 2010 г. вновь была снижена ставка рефинансирования ЦБР. Ее размер составил 8,25 % (ранее 8,5 %).
В связи с этим также на 0,25 процентного пункта с этой же даты снижаются процентные ставки по депозитным операциям на стандартных условиях: "том-некст", "спот-некст", "до востребования" снижены до 3 % годовых (ранее ставка составляла 3,25 %); а на стандартных условиях "одна неделя",
"спот-неделя" - до 3,5 % (вместо 3,75 %).
Указание вступает в силу со дня его подписания.
Указание ЦБР от 26 марта 2010 г. N 2418-У "О размере процентных ставок по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами"
В связи со снижением ставки рефинансирования с 29 марта 2010 г. снижены ставки по кредитам, которые ЦБР выдает кредитным организациям под обеспечение активами или поручительствами.
По кредитам на срок до 90 календарных дней ставка равна 7,25%, от 91 до 180 дней - 7,75%, от 181 до 365 дней - 8,25% годовых.
Указание вступает в силу со дня его подписания.
Указание ЦБР от 26 марта 2010 г. N 2417-У "О размере процентных ставок по ломбардным кредитам Банка России"
С 29 марта 2010 г. ставка рефинансирования ЦБР снижена до 8,25%.
В связи с этим с указанной даты снижаются процентные ставки по ломбардным кредитам ЦБР на срок 1, 7 и 30 календарных дней. Теперь они равны 7,25% годовых (ранее - 7,5%).
Указание вступает в силу со дня его подписания.
Указание ЦБР от 26 марта 2010 г. N 2416-У "О размере процентной ставки по кредиту овернайт Банка России"
С 29 марта 2010 г. снижена процентная ставка по кредиту овернайт Банка России. Теперь она составляет 8,25% годовых (ранее - 8,5%). Это обусловлено аналогичным снижением ставки рефинансирования.
Указание вступает в силу со дня его подписания.
Указание ЦБР от 26 марта 2010 г. N 2415-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"
С 29 марта 2010 г. на 0,25 процентного пункта понижена ставка рефинансирования ЦБР. Теперь она составляет 8,25% годовых.
Указание вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России".
Ценные бумаги, рынок ценных бумаг
Постановление Правительства РФ от 29 марта 2010 г. N 187 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
Повышены ставки экспортных пошлин на сырую нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нее, вывозимые за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе.
Ставка пошлины на нефть установлена в размере 268,9 долл. США за тонну (вместо 253,6 долл. США за тонну).
На легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы ставка повышена с 183,2 до 193,5 долл. США за тонну.
На 5,5 долл. США за тонну (до 104,2 долл. США) увеличена ставка пошлины на жидкие топлива, масла, отработанные нефтепродукты, нефтяной вазелин, минеральные воски и аналогичные продукты (кроме озокерита, буроугольного или торфяного воска), нефтяные кокс и битум, прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса).
Установлена нулевая ставка пошлины на кокс нефтяной кальцинированный, озокерит, буроугольный или торфяной воск (природные продукты), а также на сырую нефть плотностью при 20 С не менее 694,7 кг/куб. м, но не более 887,6 кг/куб. м и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 мас.%.
Ставка на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы составляет 65 долл. США за тонну (до этого - 80 долл. США).
Постановление вступает в силу с 1 апреля 2010 г.
Стандартизация, сертификация, качество продукции, защита прав потребителя
Постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 г. N 149 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982"
Скорректирован единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Из него исключены сигареты.
Следует отметить, что согласно техрегламенту на табачную продукцию соответствие его требованиям подтверждается принятием декларации о соответствии.
Постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 г. N 148 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982"
14 февраля 2010 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982. Им, в частности, был утвержден новый единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Вносимые изменения касаются применения сертификатов соответствия на продукцию, выданных до указанной даты.
Установлено, что они действительны до окончания срока, указанного в них, но в пределах срока годности или срока службы продукции.
Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 31-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18 октября 1996 года"
Ратифицирован протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение России и Казахстана об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций ж/д транспорта.
В частности, поправками установлено, что стороны признают имущество ж/д транспорта, входящее в состав железных дорог одной из них, но расположенное на территории другой, собственностью первой. Ранее такое имущество считалось переданным на период действия соглашения в управление юрлицам, на балансе которых оно находится. В новой редакции изложен перечень участков железных дорог, в отношении имущества которых признается право собственности России и Казахстана.
Установлено, что указанное имущество признается сторонами равноценным. Оценка рыночной стоимости имущества не проводится, компенсации в связи с переходом права собственности не производится.
Определены компетентные органы, ответственные за реализацию соглашения. В России это Росимущество, в Казахстане - Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов. На эти органы возложено составление перечней имущества.
Уточнено, что на период действия соглашения земли, отведенные под ж/д пути и станции, а также объекты указанных предприятий, учреждений и организаций, находятся в аренде у стороны-собственника соответствующего имущества. Арендной платой при этом является встречная передача в аренду аналогичных земель другой стороной. Ранее такие земли находились в пользовании обозначенных предприятий, учреждений и организаций.
Соглашение дополнено положениями об охранной деятельности на входящих в перечень участках железных дорог и о пересечении российско-казахстанской границы т/с и механизмами для обслуживания инфраструктуры ж/д участков, подвижного состава, ликвидации и предупреждения ЧС техногенного характера.
Постановление Правительства РФ от 23 марта 2010 г. N 173 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2006 г. N 737"
Скорректирован перечень госорганов, на транспортные средства которых при отсутствии специальных цветографических схем устанавливаются устройства для подачи световых и звуковых спецсигналов.
Количество автомобилей Правительства РФ, оборудуемых указанными устройствами, увеличено с 25 до 30, Главного управления специальных программ Президента РФ - с 1 до 2. Количество автомобилей для МВД России сокращено со 142 до 128.
Позиции, касающиеся упраздненных Роснауки, Рособразования, Росаэронавигации и РосОЭЗ, исключены.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 февраля 2010 г. N 85н "О внесении изменений в Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения"
Решением ВС РФ от 22 октября 2009 г. признано недействующим положение инструкции по медосвидетельствованию водителей на состояние опьянения и заполнению соответствующего акта, согласно которому акт составлялся в двух, а не в трех экземплярах. Это противоречило КоАП РФ и правилам освидетельствования, утвержденным Правительством РФ.
В связи с этим поправками к инструкции установлено, что акт составляется в 3-х экземплярах. Третий экземпляр выдается водителю.
Поправки применяются со дня вступления в законную силу названного решения и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 марта 2010 г. Регистрационный N 16662.
Основы государственно-правового устройства
Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Изменения касаются полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Высшее должностное лицо региона (руководитель высшего исполнительного органа) обязали ежегодно отчитываться перед законодательным (представительным) органом. В отчете отражаются результаты деятельности высшего исполнительного органа. Освещаются в том числе вопросы, поставленные законодательным (представительным) органом.
Таким образом, установлены контрольные полномочия представительных органов в отношении исполнительных. Подобный механизм действует и на федеральном уровне. Согласно поправкам к Конституции РФ Правительство РФ обязано ежегодно отчитываться перед Государственной Думой РФ о результатах своей деятельности.
Приказ Министерства экономического развития РФ 13 ноября 2009 г. N 464 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке заполнения электронных форм федеральной государственной информационной системы "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)"
Органам власти даны рекомендации по заполнению электронных форм для представления сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях). Цель - размещение этих сведений в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций). Далее они размещаются на едином портале в сети Интернет.
К указанным сведениям относятся наименование услуги (функции), категории заявителей, сроки и результаты ее предоставления, основания для ее приостановления (отказа в предоставлении), формы необходимых документов, условия оплаты, порядок обжалования и др.
Размещаемые сведения должны соответствовать закону о доступе к информации о деятельности органов власти. При этом в сводном реестре не рекомендуется размещать сведения, касающиеся функций по выработке государственной политики, обеспечению обороны страны и безопасности государства, а также об общей для всех органов деятельности. К последней относятся размещение госзаказов, управление госимуществом, делопроизводство, обеспечение безопасности жизнедеятельности и мобилизационной подготовки, кадровая работа и др.
Приведены таблицы для представления сведений. Установлены технические требования к их формату.
Приказ в госрегистрации не нуждается (письмо Минюста РФ N 01/3959-ДК от 16 марта 2010 г.)
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Постановление Правительства РФ от 18 марта 2010 г. N 169 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2010 г. социальных пенсий"
Законом о государственном пенсионном обеспечении в РФ установлен порядок индексации пенсий.
Социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста цен на товары и услуги за прошедший год.
Так, с 1 апреля 2010 г. коэффициент индексации составит 1,088 (ранее его базовая часть равнялась - 1,075).
Постановление вступает в силу с 1 апреля 2010 г.
Постановление Правительства РФ от 18 марта 2010 г. N 168 "Об утверждении коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц"
Установлен коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2009 г. Он равен 1,1427.
Расчетный пенсионный капитал - это общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 г. Капитал используется для определения размера страховой части трудовой пенсии и индексируется за весь период с 01.01.2002 до дня, с которого назначается указанная часть пенсии.
Постановление вступает в силу с 1 апреля 2010 г.
Следует отметить, что по состоянию на 1 января 2008 г. указанный коэффициент был определен в размере 1,269. Он применялся с 1 апреля 2009 г.
Постановление Правительства РФ от 18 марта 2010 г. N 167 "Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2010 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца"
Страховая часть пенсии по старости индексируется с учетом инфляции. Если годовой индекс роста среднемесячной зарплаты в России превысит суммарный коэффициент индексации за этот же год, то с 1 апреля следующего года указанная часть пенсии дополнительно увеличивается.
С 2010 г. вступили в силу поправки к Закону о трудовых пенсиях. Приведенный порядок индексации распространили на пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.
В связи с этим с 1 апреля 2010 г. дополнительно увеличиваются пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также страховая часть пенсии по старости. Коэффициент увеличения - 1,063.
Постановление вступает в силу с 1 апреля 2010 г.
Постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 г. N 150 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
С 1 января 2010 г. вступили в силу поправки к Закону об основах обязательного социального страхования. Исключены некоторые виды страхового обеспечения. В частности, оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, пособие на такое лечение.
В связи с этим утрачивает силу постановление Правительства РФ, утвердившее Положение о приобретении, распределении, выдаче указанных путевок.
Утрачивают силу и постановления, вносившие изменения в положение.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 30-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О временном запрете на клонирование человека"
Пересмотрен срок временного запрета на клонирование человека в России.
Прежде устанавливался пятилетний срок. Он истек 23 июня 2007 г.
Теперь клонирование человека запрещено, пока не вступит в силу федеральный закон о порядке использования соответствующих технологий с целью такого клонирования.
Также уточнено, что запрет не распространяется на клонирование организмов в иных целях (ранее - на клонирование иных организмов).
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 февраля 2010 г. N 114н "О нормативах затрат на проведение в 2010 году диспансеризации одного ребенка"
В 2010 г. территориальным фондам обязательного медицинского страхования выделяются субсидии на диспансеризацию детей, пребывающих в стационарных учреждениях. Речь идет о сиротах и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Средства выделяются ежемесячно исходя из численности детей, подлежащих диспансеризации, и норматива затрат на ее проведение.
В связи с этим установлены нормативы соответствующих затрат на 1 ребенка. По сравнению с 2009 г. они не изменились. Для детей в возрасте до 4 лет включительно - 1877,5 руб., от 5 до 17 лет включительно - 2377,6 руб.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2010 г. Регистрационный N 16681.
Приказ Федерального фонда ОМС от 15 февраля 2010 г. N 30 "Об утверждении Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования медико-экономической экспертизы счетов на оплату расходов, связанных с проведением дополнительной диспансеризации работающих граждан"
В 2010 г. ФФОМС предоставляет ТФОМС субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. За счет субсидий оплачиваются соответствующие расходы медучреждений. Счета на оплату расходов проходят медико-экономическую экспертизу в ТФОМС. Установлен порядок ее проведения.
В ходе экспертизы ТФОМС проверяет обоснованность проведения диспансеризации, устанавливает соответствие предъявленных к оплате счетов фактическому объему оказанной медпомощи. У медучреждения проверяется наличие соответствующих лицензий. О недостатках, выявленных в деятельности медучреждения, ТФОМС обязан сообщить в соответствующий орган.
Реестры счетов представляются на экспертизу ежемесячно до 10 числа. Экспертиза проводится в течение 10 дней. По ее результатам решается вопрос об оплате учреждению здравоохранения проведенной диспансеризации.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 марта 2010 г. Регистрационный N 16676.
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 35-ФЗ "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об оружии"
Поправки касаются владельцев оружия.
Теперь при смене места жительства они обязаны обратиться в соответствующий орган внутренних дел с заявлением о постановке оружия на учет. Срок - 2 недели со дня регистрации по новому месту жительства.
За нарушение сроков постановки оружия на учет при изменении постоянного места жительства предусмотрена административная ответственность. Прежде обязанность и сроки постановки оружия на учет в указанных случаях не были определены. Это затрудняло осуществление ОВД контрольной функции в сфере оборота оружия. Изменения призваны решить данную проблему.
Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 34-ФЗ "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об оружии"
Введено новое основание для отказа в выдаче лицензии на приобретение оружия.
Это повторное совершение в течение года административного правонарушения в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Приказ МВД РФ от 3 марта 2010 г. N 141 "О дополнительном вступительном испытании в федеральных государственных военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования внутренних войск МВД России в 2010 году"
Установлено дополнительное испытание по обществознанию при приеме в федеральные военные образовательные учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России.
Оно проводится для лиц, поступающих на обучение по специальности 030501 - юриспруденция.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2010 г. Регистрационный N 16703.
Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь
Федеральный конституционный закон от 29 марта 2010 г. N 2-ФКЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"
Установлено, что в случае необходимости могут проводиться совместные заседания Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ.
Закон вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования.
Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 39-ФЗ "Об упразднении некоторых районных судов Тюменской области"
Упразднены некоторые малосоставные суды Тюменской области. Это Упоровский, Юргинский и Аромашевский районные суды, а также Ялуторовский городской суд.
Относящиеся к их ведению вопросы осуществления правосудия переданы в юрисдикцию соответственно Заводоуковского, Омутинского, Голышмановского и Ялуторовского районных судов указанного региона. Определены территории, на которые распространяется их юрисдикция.
Наличие малосоставных судов, а также судебных районов с небольшой численностью населения, где установлена одна должность мирового судьи, препятствует реализации права гражданина на то, чтобы его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено.
Закон вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования, положения об упразднении - по истечении 1 года после вступления закона в силу.
Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 38-ФЗ "Об упразднении Койгородского районного суда Республики Коми"
Упразднен Койгородский районный суд Республики Коми.
Вопросы правосудия, относящиеся к его ведению, переданы в юрисдикцию Сысольского районного суда.
Дело в том, что упраздненный суд относился к малосоставным. Последние не способны во всех случаях обеспечить коллегиальное рассмотрение дел, а введение дополнительных штатных единиц судей нецелесообразно в связи с низкой судебной нагрузкой.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу.
Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Закон о статусе судей приведен в соответствие с УПК РФ.
Согласно ранее действующей редакции закона квалификационная коллегия судей была уполномочена давать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо на привлечение его в качестве обвиняемого. Мотивированное решение по вопросу о даче такого согласия принималось после поступления представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления. В то же время закрепленный в УПК РФ особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении судей и привлечения их в качестве обвиняемых не предусматривает получения указанного заключения.
В связи с этим из закона исключено указание на необходимость получения заключения.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19 марта 2010 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 397 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И.В. Амосовой, Т.Т. Васильевой, К.Н. Жестковой и других"
КС РФ признал неконституционной норму, устанавливающую запрет на обжалование некоторых определений судов первой инстанции.
Речь идет об определениях об удовлетворении заявлений о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
Как указал КС РФ, исключая такое обжалование, ГПК РФ тем самым лишает заинтересованных лиц адекватных средств правовой защиты от произвольной отмены судебных постановлений, вступивших в законную силу.
С момента вступления судебного постановления в законную силу и до его отмены проходит, как правило, значительный промежуток времени. В таком случае лицо, в пользу которого ранее было вынесено решение, далеко не всегда имеет возможность эффективно защищать свои права. В связи с этим особую важность для него приобретает возможность кассационной (апелляционной) проверки выводов суда относительно наличия вновь открывшихся обстоятельств. Отсутствие такой возможности изначально ставит указанных лиц в заведомо неблагоприятное положение по отношению к их процессуальным соперникам.
Кроме того, как подчеркнул КС РФ, правовое регулирование института пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов, вступивших в законную силу, арбитражными судами и судами общей юрисдикции в целом идентично.
Между тем нормы АПК РФ предусматривают возможность обжалования аналогичных актов арбитражного суда, а положения ГПК РФ - нет.
Это влечет установление пониженного уровня процессуальных гарантий защиты прав граждан в делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции. Такое различие в процессуальных правах не соответствует принципу юридического равенства и не соответствует требованию, в силу которого однородные по своей юридической природе отношения должны регулироваться одинаковым образом.
Федеральный законодатель должен внести соответствующие изменения.
До внесения таких изменений суды общей юрисдикции не вправе отказывать в рассмотрении частных жалоб на указанные определения в кассационном (апелляционном) порядке, установленном ГПК РФ.
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Постановление Конституционного Суда РФ от 17 марта 2010 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 117, части 4 статьи 292, статей 295, 296, 299 и части 2 статьи 310 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Довод"
Оспаривались нормы АПК РФ, касающиеся восстановления пропущенного срока на обжалование судебных актов в порядке надзора.
По мнению заявителя, эти положения позволяют безосновательно восстанавливать указанный срок, чем нарушают право на справедливое судебное разбирательство.
КС РФ счел нормы конституционными и отметил следующее.
Оспариваемые положения по своему смыслу предполагают обязательность оценки компетентными арбитражными судами обоснованности доводов лица, настаивавшего на таком восстановлении, и не исключают возможность прекращения возбужденного производства по делу.
Законодательное регулирование восстановления срока для подачи заявления о таком пересмотре должно обеспечивать надлежащий баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство.
При этом обязанность предотвращать злоупотребления правом на восстановление пропущенного срока лежит как на законодательной власти, так и на власти судебной.
Реализация такого права не должна приводить к необоснованному восстановлению срока и тем самым - к нарушению принципа правовой определенности. Произвольное восстановление процессуальных сроков противоречило бы целям их установления.
Определение о принятии заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора выносится единолично судьей ВАС РФ, который, помимо прочего, проверяет доводы лица, ходатайствующего о восстановлении срока. Это влечет как необходимость доказать уважительность причин для восстановления срока, так и предоставление участвующим в деле лицам возможности довести свою позицию по делу до суда. Затем указанное определение передается на рассмотрение коллегиального состава судей ВАС РФ. Это - второй обязательный этап, обеспечивающий обоснованность передачи дел на рассмотрение Президиума ВАС РФ.
Как отметил КС РФ, процедуры проверки уважительности причин для восстановления пропущенного срока могут быть разъяснены ВАС РФ с тем, чтобы единообразно определить полномочия по проверке обоснованности восстановления этого срока.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Скорректированы положения УИК РФ, касающиеся порядка и условий отбывания наказания в колониях-поселениях.
Установлено, что в срок отбывания наказания включается время, в течение которого осужденному разрешен выезд за пределы исправительного учреждения (ранее - время нахождения осужденного за пределами).
Конкретизированы нормы о раздельном содержании в исправительных учреждениях различных категорий осужденных к лишению свободы.
Лица, осужденные за неосторожные преступления, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также те, кто впервые осужден за умышленные преступления небольшой или средней тяжести, должны содержаться в колониях-поселениях отдельно от ранее судимых и положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режимов.
Уточнено, что осужденные со своими семьями могут проживать за пределами колонии-поселения в пределах муниципального образования, на территории которого она расположена.
Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 33-ФЗ "О внесении изменений в статьи 73 и 74 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 189 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Изменен порядок исчисления испытательного срока при условном осуждении.
Теперь он регулируется нормами УК РФ (ранее - УИК РФ) и исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.
В условный срок засчитывается время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
Уголовным законодательством установлено, что в случае совершения неосторожного преступления либо умышленного преступления небольшой тяжести вопрос об отмене или сохранении условного срока решает суд.
Если совершено преступление средней тяжести, умышленное тяжкое или особо тяжкое, то суд отменяет условное осуждение и назначает наказание по совокупности приговоров.
Данные правила применяются, если указанные преступления совершены до вступления приговора об условном осуждении в законную силу.
В этом случае судебное разбирательство в отношении нового преступления может состояться только после вступления приговора, предусматривающего условное осуждение, в законную силу.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Федеральный закон от 29 марта 2010 г. N 32-ФЗ "О внесении изменений в статьи 229 и 236 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Вводится дополнительное основание для проведения предварительного слушания по уголовному делу судом.
Слушание назначается также в случае, если имеется не вступивший в законную силу приговор об условном осуждении за ранее совершенное преступление лица, в отношении которого в суд поступило уголовное дело.
В связи с этим судья может вынести решение об отложении судебного заседания.
СОБЫТИЯ
-
25 мая 2010 года состоится II ежегодный деловой форум "Развитие малого и среднего бизнеса". Темы для обсуждения: государственные программы развития малого и среднего предпринимательства и ожидания бизнеса, объемы и формы государственной поддержки сектора в ближайшие годы, вопросы налогообложения: достаточны ли принятые меры для стимулирования активности предпринимателей и др.
Узнать больше о форуме -
9 апреля 2010 года Российский национальный комитет Международной торговой палаты – Всемирной организации бизнеса (ICC Russia) совместно с Международным арбитражным судом ICC проведет конференцию "Инкотермс и международные коммерческие контракты: новые тенденции 2010" (Отель Marriott Aurora, ул. Петровка, д.11/20, Москва).
Подробнее -
13 апреля 2010 года ICC Russia проведет в Москве ежегодный мастер-класс из серии "Уроки ICC": "Гарантии в современной банковской практике: Новая редакция Унифицированных правил для гарантий по требованию (URDG 758)" (Marriott Moscow Grand, ул. Тверская, д.26/1, Москва).
Узнать больше -
9 апреля 2010 года в Москве состоится конференция "Взаимодействие с миноритариями: Возможности и риски". Организаторы: The Moscow Times, "Русский Консалтинговый Клуб". В рамках конференции будут обсуждаться: актуальные проблемы взаимодействия между акционерами, статус миноритарного акционера и его возможное влияние на деятельность компании, консолидация акций (практика и рекомендации), споры и судебная практика по взаимодействиям с миноритариями.
Подробнее -
21-22 апреля в Москве состоится конференция "Аудиторская деятельность в России: состояние, текущие тенденции, перспективы развития". В рамках конференции предусмотрены параллельные секции для внешних и внутренних аудиторов, где будут рассматриваться актуальные прикладные вопросы, волнующие аудиторское сообщество.
Подробнее
Вопросы и ответы Правового консалтинга: Трудовое право от 05.04.2010
- Сколько трудовых книжек может быть у одного работника? Что делать, если работник приносит несколько трудовых книжек (с каждого места работы - по одной трудовой книжке)?
По смыслу ст. 66 ТК РФ, Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225, предполагается, что у работника должна иметься только одна трудовая книжка, в которую работодателем по основному месту работы вносятся сведения о работе… Читать дальше >>>
Главные новости:
- Важные изменения в российском законодательстве
- С 1 апреля увеличились пенсии
- Государство обеспечит безопасность населения
Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".
Пишите свои пожелания по рассылке редактору
V Всероссийский профессиональный Конкурс |
Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий